В США тоже есть \"питерские\"

На модерации Отложенный

В США между избранием президента и его вступлением в должность существует пауза почти в два с половиной месяца – с начала ноября до 20 января – дня инаугурации. До Рузвельта пауза была еще больше – президент переезжал в Белый дом 5 марта. Исторически это объяснялось длительной процедурой избрания – в первый вторник ноября американцы, собственно, выбирают не президента, а членов т.н. "электорального колледжа", члены которого уже позже собираются и формально избирают президента. В XVIII – XIX веках эти процедуры занимали много времени – пока подсчитают голоса в каждом штате, пока результаты будут обобщены по всем штатам в целом, пока выборщики съедутся в Вашингтон и т.д. В эпоху до телеграфа и железных дорог на все требовались недели и даже месяцы.

В наше время столь значительный по меркам других западных стран срок сохраняется, главным образом, ввиду необходимости совершить плавный переход от политики одного президента к курсу другого, порой отличающемуся радикальным образом; неспешно и тщательно сформировать команду, которая будет вершить делами в самой могущественной державе современности, с самой большой экономикой и армией на планете. Президент США только в первые дни своего вступления в должность должен назначить порядка тысячи человек – высокопоставленных чиновников. И это не говоря уже о его знаковых предложениях в области внешней и внутренней политики, которых ожидают в зарубежных столицах. Понятно, что только для первых подобных шагов требуется тщательная подготовка кадров, законопроектов, усилия бюрократического аппарата. Также обоим президентам – уходящему и вступающему в должность – надлежит действовать согласованно, чтобы государственная машина действовала без сбоев, и чтобы ни граждане, ни экономика не почувствовали на себе рывков и толчков.

Сегодня внимание всего мира приковано к тому, что совершается в святая святых американской политики – в переходной команде Обамы-Байдена. Формирование подобной команды такая же традиция американской политики, как наличие теневого кабинета оппозиции в политике британской. Эта группа не только вырабатывает кадровые предложения и ближайший план действий для избранного президента, но и проводит ревизию действий и распоряжений предыдущей администрации, подготавливая предложения по отмене и пересмотру тех из них, которые противоречат намеченному курсу.

В этом году переходная команда включает в себя примерно 450 человек, и располагает бюджетом в 12 миллионов долларов, из которых примерно половина финансируется федеральным бюджетом, а половина формируется за счет добровольных взносов.

Уже самые первые назначения – не в будущую администрацию, а в переходную команду, показали как приоритеты Барака Обамы, так и его возможный курс. Сопредседателями переходной команды стали Джон Подеста – последний руководитель администрации Белого дома при Клинтоне, и Валери Джарретт – ближайший долголетний советник и помощник Обамы, афроамериканка из Чикаго. Это свидетельствует о том, что новый президент будет полагаться на два основных источника при формировании своего кабинета и администрации – на бывших соратников Билла Клинтона, уже имеющих опыт восьми лет руководства Белым домом, и на круг своих близких проверенных друзей и консультантов.

Джон Подеста является одним из самых опытных политических управленцев в лагере демократов. Юрист по образованию (родом из Чикаго, что также важно!), он много лет проработал в Вашингтоне на различных должностях, в том числе на Капитолийском холме – советником в ключевых сенатских комитетах. При Клинтоне он сперва являлся заместителем главы аппарата Белого дома, а последние два с половиной года его пребывания у власти – руководителем аппарата. Глава аппарата – одна из ключевых должностей в окружении президента. Он отвечает за формировании повестки дня главы Белого дома, за слаженное функционирование всех составляющих правительственного аппарата. Таким образом, Подеста, имеющий уникальный опыт и связи в Вашингтоне (он возглавлял собственную лоббистскую фирму, равно как и либеральный исследовательский фонд), а также уже занимавшийся передачей дел от администрации Клинтона администрации Буша, незаменим в своей роли. Возможно, именно он подсказал Обаме кандидатуры его первых будущих назначенцев, уже официально объявленных – Рама Эмануэля, Грегори Крейга, Рональда Клайна. Ключевой среди них является фигура Эммануэля, который принял предложение возглавить аппарат сотрудников Белого дома. Ему 49 лет, он родом из Чикаго, из семьи весьма активных сионистов. До восемнадцати лет он имел двойное американо-израильское гражданство, и является патриотом еврейского государства. В 1991 году во время Войны в заливе он приехал в Израиль и служил во вспомогательных частях в качестве гражданского добровольца.

Эмануэль получил известность как крайне жесткий и успешный политический менеджер. Его звездным часом, вынесшим его на федеральную политическую арену, стало участие в избирательной кампании Билла Клинтона, в качестве ответственного за сбор и расходование средств в предвыборном штабе. С этой ролью он справился блестяще. После этого Клинтон пригласил его в Белый дом своим старшим советником, и Эмануэль служил там пять лет – вплоть до 1998 года, когда он ушел в частный бизнес. Четыре года он работал инвестиционным банкиром в Чикаго, а в 2002 году решил вернуться в политику, но уже не в качестве советника, а как самостоятельный игрок. Он победил на выборах в Палату представителей, и впоследствии был переизбран три раза, в последний раз одновременно с Бараком Обамой. В Конгрессе он совершил быстрое восхождение, и стал четвертой по значимости фигурой в стане демократов, будучи председателем Демократического кокуса – собрания депутатов-демократов в Палате (не путать с должностью лидера фракции!).

В 2006 году Эмануэль возглавлял кампанию демократов по выборам в Конгресс, завершившуюся их убедительной победой.

Таким образом, во главе аппарата Белого дома у Обамы будет крайне опытный и безжалостный управленец (его прозвище – "Рам-бо", ввиду склонности разбивать противников в пух и прах), при этом полный собственных политических амбиций.

Другими людьми из команды Клинтона стали Грегори Крейг, принявший должность юридического советника президента, и Рональд Клайн, ставший главой аппарата вице-президента Джо Байдена. Крейг также является ветераном вашингтонской политики, и по возрасту (63 года) значительно старше Обамы и Эмануэля. Он служил у Клинтона во время попытки вынесения тому импичмента, и успешно защитил президента. Также в его активе – служба в Госдепартаменте при Мадлен Олбрайт в качестве главы подразделения по политическому планированию. Клайн, несмотря на свои сорок семь лет, успел уже поруководить аппаратом у вице-президента Элла Гора.

Вторым сопредседателем переходной команды является Валери Джарретт, представитель лично Обамы, его доверенное лицо. Ей 52 года, и она сделала успешную для афроамериканки карьеру в Чикаго, долгое время занимая ключевые должности в мэрии этого города. Именно она привлекла тогда еще невесту Барака Обамы – Мишель Робинсон – к работе в чикагском муниципалитете. После 1995 года она сделала успешную карьеру в бизнесе, занимаясь недвижимостью, и, одновременно, играла активную роль в общественной жизни Чикаго. Она старый неформальный советник Барака Обамы, и уже приняла его предложение занять в Белом дому пост помощника по внутриправительственным делам и связям с общественностью, и станет, таким образом, ближайшим советником уже в формальном статусе.

Другим ключевым игроком в команде Обамы является Дэвид Аксельрод, выдающийся политический консультант, также из Чикаго. Он провел успешную кампанию по избранию первого чернокожего мэра этого города – Гарольда Вашингтона. Позже он "сделал" мэрами таких крупных городов как Детройт, Кливленд, Филадельфия, Вашингтон, Хьюстон именно кандидатов-афроамериканцев. Также в его активе победы его клиентов на выборах губернаторов, сенаторов и конгрессменов. Барака Обаму он знает с 1992 года, когда еще тот был никому не известен. В 2004 году он консультировал его во время выборов в Сенат. Слава Аксельрода была такова, что во время президентской кампании 2008 года он не знал кому помогать, ибо все пять главных претендентов от демократов были его хорошими знакомыми и друзьями. Он сделал ставку на Обаму и не ошибся, работая его главным советником и аналитиком. Ожидается, что Аксельрод также станет помощником Обамы в Белом доме.

Пост пресс-секретаря президента по всей вероятности займет Роберт Гиббс, профессиональный тридцатисемилетний политконсультант, работавший с рядом сенаторов и конгрессменов, в 2004 году короткое время бывший пресс-секретарем Джона Керри – кандидата от демократов на президентских выборах против Джорджа Буша, и с этого же года член команды Барака Обамы, его бессменный пресс-секретарь. Считается, что он проводит с Обамой больше времени чем кто-либо еще из его помощников.

Другим человеком Обамы в Белом доме будет Пит Роуз, руководитель его аппарата как сенатора, а сейчас, после снятия с себя Обамой сенатских полномочий, "номер три" в переходной команде. Его выдвинули на должность старшего помощника президента. Заместителями Рама Эмануэля станут Мона Сатфен и Джим Мессина. Помощником президента по связям с Конгрессом будет Фил Скилиро. Мессина, Скилиро и Роуз имеют большой опыт работы в Сенате на различных должностях. Все это вкупе с опытом по работе с Конгрессом других людей из команды Обамы говорит о том, что для него явятся приоритетом нормальные отношения с Палатой представителей и Сенатом для выполнения всех его амбициозных целей. Сатфен известна как помощник посла в ООН при Клинтоне Билла Ричардсона. В этой должности она по просьбе Клинтона занималась трудоустройством Моники Левински.

А ее бывший шеф, ныне губернатор штата Нью-Мексико встречался на днях с Обамой, породив самые разные мнения у журналистов. Ричардсон, имеющий в активе опыт работы еще и конгрессменом, и министром энергетики, и являвшийся первоначально одним из кандидатов на пост президента от демократов, претендует на самые высокие должности в нынешней администрации, равно как и Хиллари Клинтон, также имевшая конфиденциальные переговоры с Обамой, по итогам которых она не дала никаких комментариев. Главный пост, который может быть предложен как Клинтон так и Ричардсону – должность госсекретаря, ключевая в кабинете. Госсекретарь стоит четвертым в ряду наследования президенту в случае его гибели или отставки. Пока, по сообщениям прессы, у Хиллари шансов больше. Оснований для предпочтений более чем достаточно. Она – видный юрист, занимала важные официальные должности еще при Джимми Картере. Как первая леди страны совершила с мужем и без него десятки зарубежных визитов во все основные страны мира, много занималась на международной арене защитой прав женщин. Как сенатор на протяжении восьми лет она также активно занимается вопросами внешней политики.

Таким образом, первый этап формирования Обамой команды пройден. Им сформирован костяк ближайших советников и помощников, которые будут базироваться в Белом доме. Они либо его ближайшие соратники, либо представители команды Клинтона – последнего президента-демократа. Многие являются выходцами из Чикаго. Сегодня этот город, где пока базируется сам Обама, – поставщик кадров для новой администрации. Второй этап – комплектование кабинета министрами. Вот здесь уже ставка на земляков может не сработать. Но это уже дело следующих двух месяцев.

Максим Артемьев