Особенности олимпийской диеты

Первый принцип любого спортсмена — дисциплина. В том числе, и в питании. Строгие диеты помогают чемпионам добиваться высших результатов, а вместе с тем серьёзно портят их здоровье.

Ем, что хочется

Конечно, никакой чётко определенной диеты у олимпийцев нет. Есть несколько простых правил, которые, в общем-то, касаются всех. Как то: не ешь соли и сахара, пей побольше воды, нажимай на углеводы, не забывай о клетчатке и т.д. и т.п. Но даже им следует далеко не каждый спортсмен. У каждого человека обмен веществ настолько индивидуален, а организм так по-разному воспринимает интенсивные нагрузки, что питание чемпионам подбирают персонально; причём в зависимости от состояния здоровья, частоты тренировок и даже возраста олимпийца, его диета может сильно меняться.

Некоторым счастливцам, например, вообще удаётся избежать каких-либо диет. Баскетболистка Илона Корстин, входящая в состав олимпийской сборной России, особенно не голодает. Ест, что захочется, только и старается, что не перебарщивать. А ещё наживает на фрукты и овощи, рассказала Корстин во время онлайн-конференции. Чемпионка в синхронном плавании Ася Давыдова тоже не признаёт никаких диет. В интервью журналисту «АиФ» она призналась, что не набирает вес, даже если постарается.

А вот ещё одного олимпийца, 11-кратныого чемпиона по плаванию Майкла Фелпса, можно вообще назвать антидиетиком. В сутки этот американец потребляет до 12 000 килокалорий! Одним его завтраком — в который входят яичница из 3-х яиц, омлет из 5-и, тарелка овсянки и три упаковки сухих шоколадных хлопьев, — можно день кормить обычного среднестатистического человека. А ведь на обед Фелпс «загружается» ничуть не меньше: полкило пасты, 2 гамбургера и огромная порция энергетического напитка. Несколько часов тренировки — и все набранные калории сожжены, за чем следует такой же, как обед, ужин. Только вместо бутербродов на ночь Фелпс предпочитает пиццу.

Привычка — вторая натура

Однако далеко не всем удаётся так просто держать свой вес под контролем. Во многих видах спорта — в борьбе, в конном спорте — даже лишние двести граммов могут иметь критическое значение. А между тем эти самые граммы можно набрать, даже выпив лишний стакан воды. Некоторым спортсменам перед контрольным взвешиванием даже приходится специально попотеть, чтобы выгнать из организма лишнюю жидкость и не перескочить в другую весовую категорию.

Ещё одна проблема — способность нашего организм адаптироваться к любым встряскам. Оно-то, кончено, хорошо, но когда дело касается веса, этот вроде бы полезный трюк играет с нами злую шутку.

— У некоторых спортсменов вес стабильно набирается, потому что организм привыкает к тренировкам, — говорит Илона Корстин.

Постигает это не всех, но многих.

Хотя с возрастом перестройка обмена веществ и так неминуема, и рано или поздно спортсменам, как и простым смертным, приходится переходить на всё более и более строгий рацион. Приходится садиться на диету и в межсезонье, когда соревнования не такие серьёзные, а тренировки не такие регулярные. От резкого перехода в другой режим организм не успевает перестраиваться и продолжает выжимать из себя все соки. А без тренировок излишки энергии превращаются в жировые отложения.

Обратная сторона медалей

Кроме лишнего веса, олимпийцы подвержены и всем остальным проблемам простых смертных, причём некоторым — даже больше. Зачастую погоня за идеальной физической формой превращается в навязчивую идею и ставит крест не только на здоровье, но и на карьере спортсмена.

Показательный пример — история англичанки Элли Аутрам, которая описала свои гастрономические мучения в книге мемуаров «Пробежка на голодный желудок». В 16 лет Элли была очень многообещающей бегуньей и не раз представляла свою страну на международных соревнованиях. Но достигнутых результатов, видимо, было недостаточно — Элли изнуряла себя голоданием и регулярными тренировками, довела свой вес до 29 килограммов и в конце концов попала в больницу в состоянии полного истощения. Там девушку откормили, приучили снова полюбить еду — и та заболела булимией. То есть начала есть всё без разбору, после чего облегчала желудок, вызывая у себя рвоту. Лечение затянулось на несколько лет.

Случай Аутрам — далеко не единственный. Недавнее исследование британских статистов показало, что, по крайней мере, 20% английских женщин-атлетов когда-либо испытывали подобные нарушения питания. Для сравнения: среди обычного населения доля аноректиков не превышает 1%. Как говорит медицинский консультант Британского института спорта доктор Шейла Роджерс, зачастую в проблемах виноваты тренеры и родные спортсменок, которые в педагогических целях принижают заслуги своих подопечных и заставляют их работать сверх своих сил.

— Я знавала одну спортсменку, чей тренер называл её «коровой» или «окорочками», специально, чтобы поддразнить. Есть и другие примеры. Многие тренеры, например, постоянно подкалывают своих подопечных, ругают их внешний вид — и всё для того, чтобы заставить их работать ещё сильнее. Результат — психическое перенапряжение и анорексия, — рассказа Роджерс газете «Times».

Сейчас Элли Аутрам вернулась к нормальному образу жизни и собирается замуж. Правда со своей главной мечтой — об участии в Олимпиаде — ей пришлось распрощаться. Да и стать матерью ей вряд ли удастся: долгая борьба с пищевыми нарушениями, скорее всего, сделала женщину бесплодной.

 

Источник: http://www.aif.ru/health/article/20302

0
1130
0