1 апреля военкоматы России не досчитаются комиссаров

На модерации Отложенный

По идее, выношенной в министерстве обороны отчизны, в российских военкоматах сокращены или стали гражданскими около 90% офицерских должностей.

Всего в рамках перехода к новому облику вооруженных сил военкоматы лишатся более 10 тыс. офицеров и 5 тыс. прапорщиков. 50% офицерских должностей будут сокращены, а еще 40% этих должностей станут гражданскими.

В областном военкомате останется только четыре офицерских должности, в районных — одна. Вдвое сократится количество отделений в военных комиссариатах. В областных военкоматах сохранят два отдела: первый займется призывом и набором контрактников на военную службу, второй будет отвечать за воинский учет и мобилизационную работу.

В принципе такой секвестр полугражданского института обоснован. Военные комиссариаты еще с советских времен — очаг коррупции и злоупотреблений власти. А военный комиссар — района ли, города ли — потенциальный преступник.

Теоретически военкоматы на сегодняшний день вовсе не справляются с возложенными на них обязанностями. Так, например, весенний призыв должен обуть в сапоги (или берцы) около 9 тыс. москвичей. Сегодня комиссариаты уже считают такой план маловыполнимым. Притом что по городу разгуливает около 45 тыс. молодых мужчин, достигших призывного возраста, но никаким образом не желающих выполнять основной закон страны — конституцию. Призывников не подкупает ни идеологическая догма о святой обязанности, ни пионерлагерный скок службы — один-единственный год.

Так вот, ранее не сокращенные военные комиссариаты столицы с трудом умудрялись выполнить план и поставить под ружье 3 тыс. призывников весенне-летней коллекции. Секвестрированные рекрутеры обязаны отловить в 3 раза больше мужчин. Притом что каждый потенциальный воин должен быть условно здоров — а медкомиссии бракуют до 2/3 новобранцев.

Министерство обороны рассчитывает на интенсификацию работы комиссаров. Начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Вооруженных сил генерал-полковник Василий Смирнов рассказал журналистам, что оставшимся офицерам военкоматов поднимут зарплаты, а у гражданских специалистов будут повышены ставки. Правда, заметил военачальник, планировалось, что на проведение преобразований потребуется около года. А всё должно завершиться к 1 апреля.

«10 тыс. офицеров — это больше половины всех военкоматовских штатных единиц, — заявил Смирнов. — Большинство функций в военкоматах лучше офицеров смогут выполнять гражданские специалисты. В частности, речь идет об учете военных пенсионеров, призывников, о решении юридических и финансовых вопросов и о другой бумажной работе».

Переводя с военного языка на общепринятый, теперь с распределением праздничных напоров и посылкой открыток ветеранам войны должны с успехом справляться люди без погон. У набираемых гражданских специалистов также будут повышенные ставки.

«Предварительные решения о повышении ставок в принципе приняты.

Думаю, к моменту перехода с военных на гражданских специалистов вопрос будет решен окончательно. Суммы сейчас называть не хотелось бы, но повышения будут значительными», — сказал Смирнов. Он добавил, что высокие зарплаты позволят привлечь к работе в военкоматах высококлассных специалистов.

Член Общественного совета при Минобороны, член Совета по внешней и оборонной политике Виталий Шлыков, полковник ГРУ в отставке, считает, что «большинство специальностей в военкоматах с гораздо большим успехом могут занять гражданские специалисты, при условии, что у них будет зарплата не меньше, чем у офицеров. Единственное направление, которое должны прикрывать только военные, — прием на контрактную службу. Здесь отбор должны осуществлять квалифицированные сержанты или офицеры, как и в других армиях».

Координатор общественной инициативы «Гражданин и армия» Сергей Кривенко в интервью радио «Свобода» заметил, что сокращение штатов военкоматов — шаг к переходу на контрактную армию. Поскольку призыв теряет свою функцию, военкоматы, которые за него отвечают, решено подвергнуть перестройке. По мнению Кривенко, военкоматы показали, что они не способны набирать контрактников.

Мнение правозащитника, разумеется, любопытно.

Вот только как объяснить парадоксальность принятия решения? Ведь на той же пресс-конференции тот же генерал Смирнов заявил о рекордном призыве как раз не контрактников-добровольцев, а именно срочников. В ходе начинающегося 1 апреля весеннего призыва Минобороны намеревается отправить служить 305 тыс. человек. В последний, осенний призыв в армию пошли 219 тыс. человек, а в прошлогодний весенний — 133 тысячи.

Председатель Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова говорит, что в военкоматах снова не принимают медицинские документы, которые подтверждают заболевания призывников: «Это значит, что ради количественных показателей в армию снова будут брать больных ребят».

Чтобы набрать весной в армию 305 тыс. человек, полагает Мельникова, «будут отправлять в армию всех подряд» и «подбирать всех больных». «305 тыс. здоровых призывников — такого количества у нас просто нет в живых», — говорит правозащитница. Поэтому, по ее мнению, «начнутся облавы по всей России, пойдет мухлеж с документами».

По мнению «Частного корреспондента», те, кто попадется озлобленным сокращениями военным комиссарам, оказавшись в армейских коллективах, попадут под дичайший прессинг неуставных отношений. Сегодня никто из специалистов по каким-то причинам не говорит о том, что любое сокращение сроков службы вызывает озлобленность у тех, кто служит дольше нынешних призывников. И год, который нынешний призыв проведет в казармах, не сулит им приятных взаимоотношений с теми, кто призывался до нынешнего Дня дурака.