Будет ли Медведев казнить?

На модерации Отложенный

Скоро в Чеченской республике введут суды присяжных, а значит, надо уже будет что-то решать со смертной казнью. Мораторий на нее действует до тех пор, пока по всей территории страны не действуют такие суды. До 1 января 2010 года нужно будет принять политическое решение.

Народ (63% населения), как известно, к идее смертной казни для педофилов, террористов и наркодилеров относится в высшей степени положительно, а Совет Европы - напротив, совсем отрицательно. Если мы вернем смертную казнь, нас оттуда выгонят попросту. Так что Медведеву до конца года предстоит понять, кому отдать предпочтение - европейцам или собственному народу. Будем надеяться, что президент сделает правильный выбор.

Вопрос о смертной казни дебатируется в обществе уже давно. Все аргументы "за" и "против" заранее известны и навязли в зубах. Всякому ясно, что с точки зрения прагматической, смертная казнь не особо эффективна. Преступников (а уж тем более, отчаянных религиозных фанатиков и больных на голову маньяков) перспектива отстрела никогда еще не останавливала. Случаев казни невиновных людей вследствие судебной ошибки - пруд пруди. Да и вообще, почему из-за пары сотен преступников, подлежащих по-хорошему высшей мере, должен идти насмарку весь внешнеполитический курс? Мы все-таки нормальная западная страна, а не какая-нибудь Буркина-Фасо. Аргументы сторонников смертной казни в целом опираются на категорические моральные суждения, устаревшие еще два тысячелетия назад (зуб за зуб там и прочее), ну и на естественной человеческой ненависти к "тем, кто убивает наших детей", например. Я, правда, не знаю, насколько агрессивно российское общество настроено к сепаратистам, которые у себя на Свереном Кавказе тихо-мирно нападают на своих "ментов". Это ведь тебе не взрывы в центре Москвы. Впрочем, если уж говорить о "естественных человеческих чувствах" то тут у каждого ведь свои вкусы. Кому-то не милы наркоторговцы, кому-то террористы, я, скажем, фашистов не люблю. Считаю, что всех этих "детей", которые на иммигрантов нападают, надо расстреливать. Серьезно. Ну, в самом деле - о вкусах не спорят.

Итак, если принять тот факт, что народ России, в силу общности своих фантазмов и аффектов считает необходимым применение высшей меры наказания к некоторым сортам уголовных преступников, то ничего не остается как сделать выбор между собственным народом и народами цивилизованными. Ясно, что мнение европейцев крайне важно, однако, и позицию носителя суверенитета власть игнорировать не может. Нельзя идти наперекор своему народу. А значит, как верно замечает Ольга Костина, власти придется как обычно "объяснять", "убеждать", "наглядно показывать" гражданам, что смертная казнь - это плохо. Тут уж у нее есть все необходимые ресурсы. Было бы желание. С таким мощным пропагандистским аппаратом можно было бы уже давно воспитать из "гопоты и быдла", населяющего "вонючую рашку", настоящих сознательных граждан, проникнутых идеями прогресса и гуманизма.



В общем, российской власти сейчас представляется очередной шанс предъявить себя западу как "меньшее зло", "единственного европейца в России" ну и в прочих таких белых одеждах. Плохого в этом ничего нет, главное, чтобы Кремль и сам хоть немножко этому призванию соответствовал. Если очень долго пытаться "создать себе имидж", то есть риск со временем приобрести реальные черты своего публичного образа.

Российскую пенитенциарную систему вообще давно уже пора реформировать. Смертная казнь ведь с какой-то стороны даже лучше тюрьмы. В конце концов, нет человека - нет проблемы. А миллион заключенных российских тюрем и обслуживающих их тюремщиков - это действительно социальная проблема. Ведь ни для кого не секрет, что тюрьма и есть главный механизм воспроизводства преступности. Понятно, что именно в тюрьме усваиваются понятия, складываются коллективы, формируется мировоззрение. Но это еще полбеды. Миросозерцание россиянина ведь вообще до крайности пропитано уголовщиной. Блатняку умиляются даже те, кто с правоохранительными органами сталкивался разве что за превышение скорости. Недоверие к государству, к институтам гражданского общества, боязнь публичности - фундаментальный разрыв между "официальным" и "настоящим". Нравы жестокие, люди злые. И никакого нам с нашим тюремным сознанием Нового года. Прямо "воздушно-капельный яд" какой-то, как выражается Александр Морозов.

Российское общество должно быть демилитаризировано и декриминализировано. Россия без тюрем. Это все очень просто и совсем не страшно. Если власть хочет контролировать, управлять - пожалуйста. Любая власть этого хочет. Но надо же тоньше как-то подходить. Выращивать там что-то, окучивать, настраивать. Пусть государство станет в сто раз более авторитарным, пусть оно применяет в сто раз более изощренные методы контроля и манипулирования, пусть душит все ростки сопротивления в зародыше, пусть "присваивает" и "вписывает" - только пусть не будет грязи, хамства, ментов, уголовщины и ликующей гопоты. Пусть нами манипулируют как на Западе - чтобы мы сами этого на физиологическом уровне не ощущали. Ну а тот факт, что мы на самом деле вовсе не счастливые и свободные, а несчастные и рабски-зависимые нам будет разъяснять не омоновец в скафандре, а левый интеллектуал в свитере с катышками. А мы будем думать: "Ах как же так? А мы-то и не в курсе были...а мы как овцы оказывается...И впрямь - благоустроенный хлев! Ну, нифига ж себе!". Как раз и интеллектуалам, наконец, будет, что критиковать. Критика "Путина" не Бог весть каких интеллектуальных усилий требует - оттого, видать, и критическая мысль в России не то чтобы на высоте. Свобода и демократия мне совершенно побоку. Мне просто хотелось бы побольше социальной справедливости, просвещения, гуманизма, "прав человека", комфорта, в конце концов.


ОПРОС: Нужна ли в России смертная казнь?