Россия - страна ограниченных возможностей

Годы нефтегазового бума породили в российском обществе (и в верхах, и на уровне массового сознания) убежденность в том, что Россия - страна неограниченных возможностей. Что можно, сидя на огромных углеводородных ресурсах, не предпринимая особых усилий и принципиально ничего не меняя, всерьез бороться за лидерство с наиболее развитыми державами мира. И даже глобальный экономический кризис далеко не у всех разрушил эти иллюзии. До сих пор сильны еще в начальственных кабинетах, да и в общественном мнении надежды, что вот-вот начнет выздоравливать экономика Запада, снова потребуются им наши энергоносители - и прежняя жизнь вернется в Россию. А стало быть, еще посмотрим, кто кого!

В этом контексте резкие оценки российских перспектив, прозвучавшие в недавнем интервью американского вице-президента Джо Байдена, явно диссонировали с подобными ожиданиями. Как политик Байден скорее всего был не прав. Для американской администрации, стремящейся к «перезагрузке» двусторонних отношений пусть не на главном, но все-таки важном для себя российском направлении, было бы слишком рискованным щекотать нервы излишне чувствительному к любой критике извне партнеру.

Но с экспертной точки зрения вице-президент США, безусловно, прав. Ресурсы России (демографические, военно-технические, финансовые) на самом деле ограничены, а груз проблем (от себя добавим: в решении которых за годы нефтегазового бума страна нисколько не продвинулась) слишком значителен, чтобы рассчитывать на мировое лидерство. И не случайно следствием скандального интервью Байдена стало появление в российской печати статей, спокойно, без пропагандистской трескотни оценивающих перспективы российского развития на обозримое будущее. Жаль только, что для столь важных для страны обсуждений опять потребовался внешний импульс.

А тема рациональной оценки самих себя действительно является важной, если не важнейшей для нынешней российской политики. Засилье мифологических представлений, пышно расцветших в последние годы, подталкивает к написанию амбициозных, но нереалистичных стратегий развития. А во внешней политике формирует убеждение в способности стать одним из полюсов силы в новом «многополярном» мире и, как следствие, приводит к непродуктивной тактике бодания со всем светом по любому поводу.

Хотя и статистические данные, и события последних недель показывают, что роль России в мировой экономике продолжает падать, а с претензией на «полюс», кажется, уже не готовы согласиться даже ближайшие партнеры и союзники в СНГ. В таких условиях очень многое зависит от способности политиков, принимающих решения, провести жесткий и беспристрастный аудит имеющихся подходов и их реализации на практике. Дело это трудное и неблагодарное, особенно когда значительная часть общества требует «продолжения банкета». Но без этого тяжело рассчитывать на достойное будущее страны в ХХI веке.

Опыт прошедшего столетия также дает немалую пищу для размышлений на данную тему. Разве современная Франция стала бы тем, что она есть, - страной развитой и комфортной для проживания, если бы в свое время генерал де Голль вопреки, кстати, позиции значительной части элиты общества (элиты или общества?) не отказался от глобальных амбиций и не прекратил губительную для нее колониальную войну в Алжире? Есть ли у российских верхов желание и воля для проведения подобного аудита?

Недавнее интервью президента Дмитрия Медведева телеканалу НТВ позволило надеяться, что по крайней мере на его уровне существует понимание, что Россия - это часть мирового сообщества, а не самодостаточный остров. В этом контексте неожиданно для российского правящего класса прозвучали признания о том, что «некоторые виды технологий, некоторые виды услуг, не говоря уже об общефинансовом контексте, мы не можем получить сами, то есть мы не можем создать их, даже если мы создадим самое развитое общество и самую сильную экономику». Да и спокойная реакция на визит американского вице-президента в «недружественные» Украину и Грузию - подход из того же ряда. Как и мысль о том, что сильное государство не то, у которого огромные военные мышцы, а то, у которого сильная экономика, создающая хорошие условия для жизни обычных граждан.

Вопрос, однако, в том, являются ли эти рациональные оценки и подходы лишь новой PR-стратегией или же станут стимулом и мотивацией для качественно новых решений.

Источник: http://www.novayagazeta.ru/data/2009/082/05.html

7
824
0