Где та Россия, о которой заботятся власти

На модерации Отложенный

В советское время одним из любимых занятий ряда изобретателей было придумывание различных вариантов спасения пизанской башни. Дискуссии последнего времени показывают, что вертикаль стабильности оказалась какой-то не слишком устремленной вверх. И требует какой-то корректировки. Чуть ли не спасения. Ну или как вариант оправдания.

Меня не покидает ощущение, что большинство оппонентов не хотят осознать, почему стройка не удалась. Есть чувство, что они не пизанскую башню даже хотят скорректировать – но саму Землю относительно нее. Глеб Павловский в тексте на ru_scenarii предлагает признать заслуги власти и, понимая и некоторые недостатки, все же двигаться дальше. И основу оппозиционного движения называет невежество. В том числе – отказ оппозиции знать Россию.

С этого момента намеренно выйду из системы координат власть-оппозиция. Поговорим о нашей жизни.

Нас лишили инструментов, которые могли бы обустраивать нашу жизнь. Да, еще есть молотки и рубанки, есть кисти и краски. Но любая попытка изменить жизнь даже на уровне двора и подъезда – уже начинает сталкиваться с вертикалью. Уже здесь идет противостояние не на уровне кто лучше обустроит подъезд, а на уровне «как вы смеете поднять руку на путинскую стабильность». Здесь и монополизированная политическая машина, здесь и монополизированная структура экономики, - все это в конечном итоге отбирает у жителей дома право выбора лучшего варианта. Им приходится жить в той среде, которую им спустили сверху.

Это полностью отражает взгляд путинского поколения политиков на народ. Народ в их понимании не та сила, которая способна делать осознанный выбор. «Им навяжут выбор или олигархи, или закулиса, или еще кто-то, так что этот выбор навяжем им мы».

И это в ситуации жестко конкурентного мира! Мира, в котором инициатива одного способна двинуть страну на передовую в определенной области знаний. Вместо страны с тысячами кандидатов на первое место мы предлагаем и самим себе и миру страну с одним-двумя персонажами. Не может быть первой страна, в которой миллионы не хотят стать первыми.

ОМОН – не переговорщик. ФСБ – не переговорщик. Это пора осознать.

Кто, когда обучил говорить с народом через ОМОН? Да, успокаивает немногочисленность протеста. Убаюкивает. Есть надежда, что сила поможет там, где не помогает Мамонтов и Леонтьев.

Но надо быть очень осторожным. Когда с кем-то говорят ОМОНом, в ответ говорят баррикадами. Силовое мышление, отношение к людям – это ли верный путь и правильное основание?



Веками мужика били батогами и он, срываясь иногда пугачевщиной, неспешно ковал подковы. А когда перестали мужика бить, дали ему свободу, мужик придумал аэроплан, спутник и даже останкинскую телебашню.

Власть неспособна проводить свои идеи без пары амбалов за своей спиной. Кто скажет, что есть сила в таких идеях? Переживут такие идеи первую невыплату зарплаты охранникам-амбалам?

Я не хочу вдаваться во все детали путинской распутицы, не в этом суть. Хочу лишь сказать, что я пытаюсь увидеть ту Россию, о которой он говорит и понимаю, что он вообще не говорит о России. Он и его единомышленники имеют в виду что-то иное.

Я вижу людей, который работают. Вижу тех, кто служит Родине в армии. Вижу тех, кто трудится на экономику страны. Вижу тех, кто неравнодушен и идет в политику или правозащиту. Вижу волонтеров. Я не вижу тех, о ком нам вещают с телеэкранов – несамостоятельных, неспособных принять решение за себя, за своих близких, за свою страну.

Где они – ваша эта путинская аудитория? Кому вы вещаете, что они неспособны выбирать? Это ли понимание России?

В каждом слове сторонников путинской эпохи я чувствую отношение к людям. Отношение человека, несущегося по пустынной улице, остановившего целый город ради одного себя. Это не отношение равного. Не отношение того, кто, засучив рукава готов пахать день и ночь ради того, чтобы страна поднималась.

Если ты не поднимаешь на пьедестал гражданина – ты не поднимешь на пьедестал страну. Чиновник, вскарабкавшийся на первое место и шваброй отбрыкивающийся от конкурентов, всего лишь перепутал себя с Россией.

Надо строить заново. Вернуться к самому началу. Невозможно рихтовать эту вертикаль. Она упадет. Не надо тешить себя прожектами коррекции пизанской башни.

Но строить в этот раз надо честно. Не объясняя путинскую вертикаль только его годами. Было что-то неверное и в девяностые, и много ранее девяностых. И это неверное – отношение.

Мигалки, стены, пропуска и корочки – лишь внешние символы, но и от них надо будет избавляться. Страна с чувством собственного достоинства – это мы, ты, я, которые знают, что никто и никогда не закроет перед нами пути.

Власть – слуга. И слуге пора занять положенное ему место.
И я не верю ни в какие позитивные перемены без восстановления этой – единственно стабильной системы координат.