В России появилась новая нефтекомпания

На модерации Отложенный Государственная "Зарубежнефть", до сих пор почти не работавшая внутри страны, выиграла конкурсы по четырем крупным блокам месторождений в Ненецком АО с запасами около 80 млн т. Однако осваивать эти ресурсы компания будет не в одиночку — "Зарубежнефть" внесет их в СП с PetroVietnam с целью получения гарантий продления работы "Вьетсовпетро" на вьетнамском шельфе.
Как и предполагал "Ъ" 16 апреля, состоявшийся вчера конкурс на разработку четырех блоков в Ненецком АО выиграла государственная "Зарубежнефть". Об этом "Ъ" сообщили источники в профильном ведомстве, самой "Зарубежнефти" и НАОнедрах. По информации двух собеседников "Ъ", компания заплатила за участки 2,84 млрд руб. (около $120 млн) — стартовый платеж плюс сборы за участие в конкурсе и выдачу лицензий.

На участки в НАО претендовали крупные российские нефтекомпании, в том числе "Роснефть", ТНК-BP и "Сургутнефтегаз". Однако еще до завершения приема заявок источники различного уровня рассказывали "Ъ", что блоки закреплены за "Зарубежнефтью" и являются своего рода разменным платежом Вьетнаму за продление деятельности СП "Вьетсовпетро" после 2010 года. Соглашение о продлении было заключено президентами России и Вьетнама в ноябре 2006 года, протокол о совместной геологоразведке на территории России — в сентябре 2007-го. Однако конкретные условия продолжения работы "Вьетсовпетро" до сих пор являются предметом переговоров.

Четыре блока Центрально-Хорейверского поднятия, включающие в себя 13 месторождений, были в феврале выставлены на торги на конкурсной основе, то есть при определении победителя учитывался не столько денежный взнос, сколько сопутствующие социально-экономические условия (см. "Ъ" от 4 февраля). Извлекаемые запасы нефти по категории C1 составляют 78,13 млн т, C2 — 17,47 млн т, газа — 3,19 млрд и менее 1 млрд куб. м соответственно.

"Ранее деятельность "Вьетсовпетро" регулировалась на уровне межгосударственных отношений,— объясняет "Ъ" менеджер "Зарубежнефти".— Сейчас это опускается на уровень взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Соглашаясь на продолжение работы СП, Вьетнам высказал свои пожелания, в том числе и относительно работы у нас, и нам придется с ними считаться". Собеседник "Ъ" подтвердил, что участки "Зарубежнефть" покупает "для целей образования СП с вьетнамским партнером".


По словам источника "Ъ", пока итоги конкурса подведены не были, предметных переговоров с PetroVietnam не велось. Теперь "Зарубежнефть", получив участки, предложит их вьетнамской компании, после чего начнутся переговоры, в том числе о соотнесении затрат и инвестиций во вьетнамском проекте и в российском. Собеседник "Ъ" уточняет, что пока у "Зарубежнефти" нет альтернативных предложений для вьетнамского партнера. Будет ли компания участвовать в новых конкурсах по российским недрам, если вьетнамцы откажутся от этого варианта, тоже не решено. Телефон пресс-секретаря "Зарубежнефти" Ирины Бричкалевич вчера не отвечал.

Аналитик "КИТ Финанс" Константин Черепанов говорит, что сумма, заплаченная "Зарубежнефтью" за блоки, выглядит весьма скромно. Он напоминает, что в декабре 2006 года "Татнефть" купила Хосалтинское месторождение в НАО за 3,24 млрд руб. при запасах С1 9 млн т и С2 — 12,8 млн т. "А здесь запасы и в несколько раз больше, и качественно лучше",— говорит аналитик. По его оценке, исходя из сделки "Татнефти" купленные "Зарубежнефтью" запасы должны стоить минимум $600 млн, то есть в пять раз дороже, чем компания заплатила.

"То, что ценные ресурсы в провинции, крайне перспективной и интересной всем российским нефтяникам, по сути, без конкурса получила "Зарубежнефть", свидетельствует о том, что при распределении преследуются прежде всего государственные геополитические интересы",— говорит аналитик ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров. По его мнению, целенаправленная политика государства по бесплатной раздаче месторождений (как в случае с Чаяндинским месторождением и Киренским блоком "Сахалина-3", которые достались "Газпрому") или же их продаже за символическую плату (как в случае вчерашних конкурсов) приводит к снижению конкуренции в отрасли. "Неуверенность компаний в том, что им дадут доступ к крупным активам или, дав, не отнимут, ведет к тому, что уровень капиталовложений оставляет желать лучшего",— поясняет господин Нестеров. Он считает, что такая ситуация может быть одной из причин наблюдающегося сейчас замедления темпов роста добычи нефти в России.