Изобретателя телефона Александра Белла обвинили в плагиате

На модерации Отложенный На прошлой неделе коммуникационные службы всего мира отмечали 132-й день рождения телефона – детища американского ученого Александра Грэма Белла. Если гениальность этого изобретения уже добрую сотню лет ни у кого не вызывает сомнений, то авторство Александра Белла и спустя век остается под вопросом. Недавно американский журналист и историк Сет Шульман прямо назвал его плагиатором, укравшим идею телефона у своего коллеги и соперника Илайши Грея.

Впервые сомнения в авторстве изобретения телефона появились еще в 1886 году, спустя 10 лет после появления его на свет. В газете Washington Post вышла статья, доказывающая, что Александр Белл подкупил патентного инспектора Зенаса Ф. Уилбера. Получив взятку в 100 долларов, последний выдал патент на изобретение Беллу, а не его сопернику Илайше Грею, настоящему автору аппарата. Обвиняемый в плагиате ученый тут же аргументированно отмел все претензии, и неприятная история была забыта.

О ней вспомнили спустя 122 года, в 2008-м. Американский журналист и историк науки Сет Шульман, изучив лабораторные записи Александра Белла, сделал сенсационное заявление: он действительно украл идею телефона у Грея. Исследователь обратил внимание на странную деталь: изобретатель работал над телефоном много месяцев без каких бы то ни было сдвигов. И вдруг неожиданно, 8 марта 1876 года, Белл решает испытать новое устройство, в основе которого – игла, помещенная в водно-кислотный раствор. А спустя два дня с его помощью звонит находящемуся в соседней комнате помощнику и произносит историческую фразу: «Мистер Уотсон, зайдите ко мне, пожалуйста».

Сначала Шульман отнесся к такому прорыву как к очередному доказательству гениальности Белла. Но затем исследователя посетили сомнения. 14 февраля 1876 года Илайша Грей подает заявку на «изобретение передачи звуков голоса человека». Предполагалось, что его механизм будет работать на водно-кислотном растворе. К заявке прилагался рисунок с изображением головы человека над телефонной трубкой. В то же день в патентное бюро, где работал Зенас Ф. Уилбер, приходит Белл с заявкой на изобретение устройства, способного посылать одновременно несколько телеграмм. На ее полях имелась приписка, в которой говорилось о методе «передачи голосовых и иных звуков телеграфическим методом». Исследователь Шульман предположил, что Белл мог дописать эту фразу прямо в патентном бюро, после того как ознакомился с заявкой своего соперника.


Через три недели, 7 марта, Белл возвращается к Уилберу за патентом на изобретение телефона. Вернувшись домой, он делает в тетради рисунок, как две капли воды похожий на рисунок из заявки Грея. После чего начинает экспериментировать с новым устройством и через два дня добивается успеха. Г-н Шульман убежден: Белл просто присвоил себе идею Грея.

В столь стройную теорию между тем на Западе верить не спешат. Сторонники изобретателя приводят многочисленные судебные решения, вынесенные в пользу Белла. Они также демонстрируют письменные показания директора патентного бюро Уилбера, который отрицает, что получал взятку от Белла и показывал ему заявку Грея. А профессор технологии из университета Виргинии Бернард Карлсон и вовсе отмечает, что, хотя устройства Грея и Белла похожи, работают они по-разному.

Российские ученые к дискуссии, разгоревшейся в США, относятся сдержанно. «Если в истории науки факты плагиата чрезвычайно редки, в истории техники ситуация иная, – объяснил «НИ» профессор Московского педагогического государственного университета, доктор физико-математических наук Вадим Ильин. – Дело в том, что конкретное изобретение приносит автору дивиденды гораздо быстрее, чем какая-то научная идея, чье материальное воплощение может занять несколько десятилетий. Вместе с тем зачастую изобличающие плагиатора факты строятся на косвенных доказательствах и предположениях. Историки гонятся за сенсацией, подтягивая за уши какие-то события или их детали. Похоже, это относится и к случаю с телефоном Александра Белла».

По словам Вадима Ильина, нередко авторство изобретений подвергается сомнению на основании еще прижизненных конфликтов между учеными. «К примеру, о первенстве открытий постоянно спорили друг с другом Роберт Хук и Исаак Ньютон, – рассказал «НИ» Вадим Ильин. – Первый имел привычку высказывать какую-либо интересную идею, а потом забывать о ней. В то время как Ньютон, да и многие другие современники Хука подхватывали ее, разрабатывали и доводили до совершенства. Это возмущало ученого, считавшего своих коллег настоящими плагиаторами, приписывающими себе чужие открытия. Но говорить о плагиате в этом случае невозможно».