Прейскурант для рейдера

На модерации Отложенный

Коррумпированность россий­ских чиновников — благодатная почва для проведения рейдерских атак. Купить можно любую услугу, любой документ. Об этом свидетельствует исследование Национального антикоррупционного комитета (НАК) и группы компаний «Фоэникс». Например, изъятие оригиналов документов с последующей их заменой на подделанные копии в архивах федеральных служб стоит от 30 тыс. долл. Сделать так, чтобы дело попало к «нужному» судье, стоит от 7 тыс. долл. Покупка информации по учредителям из архива ФРС — от 5 тыс. долл. Силовой захват компании стоит в Москве от 150 тыс. долл. Авторы исследования отмечают, что объектами атак рейдеров все чаще становятся земли интеллектуальной собственности.

НАК совместно с «Фоэникс», специализирующейся на защите собственников от рейдерских захватов, подготовили исследование по выделению признаков незаконного захвата собственности. Как рассказал РБК daily председатель НАК Кирилл Кабанов, цель исследования заключается в том, чтобы классифицировать как можно больше признаков, по которым можно судить, являются ли те или иные действия государственных органов звеном рейдерского захвата. «Например, когда неожиданно возбуждается уголовное дело в отношении собственника, выстраивается линия давления на него», — рассказывает президент «Фоэникс» Светлана Васина. Другой пример: в случае подделки документов собственник вынужден приходить в суд и требовать их экспертизу. А суд отказывает, используя статью в Арбитражном процессуальном кодексе, которая оставляет решение об экспертизе на рассмотрение суда.

В этой ситуации собственник не защищен.

«Мы оценили преступления, которые сопутствуют рейдерам», — рассказывает Кирилл Кабанов. В частности, по московским расценкам изъятие правоохранительными органами оригиналов документов с последующей их заменой на подделанные копии в архивах ФНС, ФРС и Федеральной службы по финансовым рынкам стоит от 30 тыс. долл., распределение дел в суде первой инстанции (чтобы попасть к «нужному» судье) — от 7 тыс. долл., объединение исковых производств — от 20 тыс. долл., покупка информации по учредителям из архива ФРС — от 5 тыс. долл., организация проверки от Роспотребнадзора — от 5 тыс. долл., нарушение штрафных санк­ций — от 5 тыс. долл. Сама рейдерская атака, например в Москве, стоит 100—150 тыс. долл.

Авторы исследования полагают, что рейдерский рынок сейчас развивается очень быстрыми темпами. Начался новый виток: захват земель в регионах (кроме Московской области, в которой этот этап уже прошел), а также завладение объектами интеллектуальной собственности. «Из-за общего дефицита земли получается, что бизнес, который хотя бы сводит концы с концами, может стать объектом атаки рейдеров из-за той земли, на которой он расположен», — поясняет Светлана Васина. «Рейдерство растет, — соглашается ответственный секретарь комиссии по недружественным поглощениям ТПП Роберт Волчок. — И главная причина этого роста — коррумпированность чиновников».