Общение с Родиной - дорого и опасно

На модерации Отложенный

Федеральная миграционная служба пообещала за деньги ускорять выдачу загранпаспортов. В службе считают, что посредники зарабатывают на этом $10 млрд в год - и думают, что способны забрать этот рынок.

Эту новость я читаю, сидя в паспортном столе, подведомственном ФМС. На днях я утратил, выражаясь официальным языком, свой внутренний паспорт и теперь бегаю по инстанциям, чтобы его восстановить. Через 10 минут меня выгонит из кабинета персонаж с обвислыми уса­ми и седеющей кудрявой шевелюрой в ранге старшего специалиста ФМС. Этот пижон 70-х будет фальцетом жаловаться на то, что у него за последние три недели получилось всего три выходных, а тут еще лезут всякие, когда у него прием по совсем другим вопросам. Видеокамера на потолке кабинетика помешает мне предложить пижону сверхурочные.

Чтобы показаться на глаза вислоусо­му, мне пришлось сначала побывать в учреждении под названием ЕИРЦ - там выдают выписки из домовой книги и еще какие-то бумажки. В этом чрезвычайно продвинутом заведении меня ­поразило окошко, осененное табличкой «Служба одного окна». Не веря своему счастью, я сунул голову в это Одно Окно, чтобы получить искомые справки, - и был вежливо отправлен в Другое Окно (№7 или 8), потому что именно через них можно было получить доступ к специалистам по моему дому и корпусу. Понятно - ведь это не просто Одно Окно, а Служба оного, включающая в себя иные окна под порядковыми номерами, как в известной версии песни про Стеньку Разина и княжну: «На переднем Стенька Разин, Стенька Разин на втором, и на третьем тоже Стенька, на четвер­том тоже он».

Каждое столкновение с официальными органами Российской Федерации - для меня тяжелая травма. Я готов заплатить много денег, лишь бы их получатель взял общение с родиной на себя. Какую бы сумму ни назвал мне автосалон за то, чтобы повесить на новую машину номера, я безропотно расстанусь с ней. И если мне надо получить загранпаспорт, я не пойду в ФМС. Дело не в сроке оформления - нет особых проблем позаботиться о паспорте заранее. Дело в отвращении, которое внушает государственный пользовательский интерфейс.

Представители малого и среднего бизнеса недавно жаловались президенту Медведеву, что им услуги, связанные с получением всяческих бумажек, за боль­шие деньги оказывают конторы, приближенные к госорганам. Требуют, например, 600 000 р. за справку о низкой взрывоопасности пекарни.

Медведев, как он умеет, произнес слова, которых от него ждали: «Большинство этих услуг не только платные, но еще и дорогостоящие и монопольные... Но я хотел бы заметить, что у нас не такой богатый бизнес, чтобы оплачивать каждый чих государства».

То есть - сейчас-сейчас, ребята, все будем делать бесплатно, монопольных посредников уберем. Ну или, наоборот, как предлагает ФМС, будем делать платно, а немонопольных посредников - уберем.

Про оба варианта можно писать антиутопии. Потому что посредники - они и есть интерфейс. Без них с нашим государством - невозможно.

Вот вам утопия, не анти-, а позитивная. Институт универсальных бюрократических посредников (УБП), лицензируемых государством. Эти посредники должны оказывать любые бумажные услуги - от сбора документов для восстановления паспорта до прохождения техосмотра. Совершенно официально.

Прецедент-то есть - нотариусы. Примерно 90% из них в России занимаются частной практикой, а не работают в государственных конторах. Иметь дело с частными нотариусами совсем не больно ни государству, ни клиентам.

Тысячи УБП будут страшной силой. Они смогут оплатить модернизацию баз данных разных ведомств и сведение их в единую базу (так что налоговая служба, например, перестанет требовать транспортный налог с людей, несколько лет назад продавших машины, а у ФМС без всякого ЕИРЦ будут данные о том, где живет потерявший паспорт гражданин). Они помогут чиновникам отладить процедуры, связанные с работой для этих противных, назойливых просителей, ­иначе называемых населением. Помогут в первую очередь потому, что найдут эффективные способы чиновников стимулировать.

Куча всякой важной информации о нас попадет в руки частным конторам, возразите вы. Так нельзя. Гм, а милицейскими, таможенными, да любыми базами торговать на базаре можно? Лицензированные посредники скорее сохранят частную информацию в тайне, чем госслужащие, которым вечно не хватает на жизнь.

Объем официального рынка УБП трудно себе представить. Уж если одно ускоренное оформление загранпаспортов кому-то приносит $10 млрд в год, сколь­ко можно заработать на всем бумажно-букашном комплексе? Президент Медведев считает, что бизнес у нас недостаточно богат, чтобы платить чиновникам. Ну так надо просто отдать ему рынок документов - хватит на все. На каждый, так сказать, чих.