Может, России лучше добровольно отдаться Китаю?

Мы как-то слишком близко находимся к Китаю. Я далек от панических воплей про «желтую опасность», но интересно все же, что нас ждет… возможно. Отличие китайской экспансии от американской очевидно.

Самое интересное в G20 – встреча и совместные заявления Обамы и Ху Цзиньтао.

Собственно, абсолютно ничего существенного и нового не произошло. Не подписано никакое американо-китайское «особое коммюнике», тем более речь не идет о каком-то договоре между этими странами и т. д. А разговоры о «большой двойке» (БД) идут давно. И мы получили лишь еще одну зримую иллюстрацию этой самой «двойки». Просто лишний раз показано «всем, всем, всем», каковы две современные сверхдержавы.

Да, это признают все – на месте США/СССР ныне США/КНР.

Две страны, которые оказывают наибольшее влияние на всех остальных.

Разумеется, в мире совсем иная ситуация – нет столь жесткого идеологического противостояния. Нет двух миров – по крайней мере, КНР точно не претендует на то, чтобы представлять весь «третий мир».

Тем более нелепо мерить нынешнюю БД мерками геополитики и realpolitik, существовавшими до 1945 года.

Тот мир – с территориальными захватами, войнами за жизненное пространство, дележом мира между Александром и Наполеоном, странами Антанты, Сталиным и Гитлером, «ялтинской тройкой» и т. д. – ушел в учебники истории. «После Гитлера и Хиросимы» ни одна великая держава не захватывала чужие территории, не стремилась к территориальному переделу мира. Только значительная часть нашего общества все еще спит «сном имперским золотым», все видит танковые армады, вгрызающиеся в наше беззащитное тело, – часы остановились 22 июня, громко тикают, но вперед не идут. Но это проблемы не геополитики и глобуса, а коры головного мозга отдельных граждан и общественного подсознания в целом.

Итак, президент и председатель, склонившись друг к другу головами, не чертят красными и синими фломастерами карту мира, определяя «зоны оккупации». Просто две самые большие экономики мира (если считать ВВП по паритету покупательной способности) обсуждают, как им выйти из кризиса – и весь мир вытянуть. Все открыто, честно, политкорректно. «Пусть будет стыдно тому, кто об этом плохо подумает!» Что ж, в самом деле, руководителям БД и встретиться нельзя, чтоб кто-то не испугался, не приревновал, не стал их подозревать и так далее?!

Так-то оно так…

А Россия?

Наш двуглавый орел попал между двумя головами БД, между Б и Д.

Причем мы как-то слишком близко находимся к Китаю. (Каково! Еще 20 лет назад Китай находился близко к нам… Времена меняются – и точки отсчета вместе с ними.)

Нет, повторяю, никто не собирается нас захватывать, нет тайных соглашений о разделах сфер влияния…

Стоп. Тайных соглашений – нет, верим.

Сферы влияния есть – видим.

И мы – в китайской.

Потому что население у них в добрых 10 раз больше нашего, а ВВП – в добрых 3,5 раз (в 2008 у них 7,8 трлн долл. – у нас 2,25 трлн. Кстати, наш ВВП, по данным МЭРТ, в I квартале сократился на 7%, а ВВП Китая вырос более чем на 5%. Впрочем, один квартал, разумеется, не показатель… И потому, что мы все увеличиваем и увеличиваем долю своего нефтеэкспорта, которая идет в Китай, становясь их «великим сырьевым придатком».

Поднебесная сфера влияния

Итак, мы втягиваемся в китайскую зону влияния. Как втягиваются в китайскую – не нашу! – зону влияния страны СНГ, пограничные с Китаем. И доминировать в ШОС будем не мы, а Китай (что отчасти уже происходит – например, по вопросу о признании Абхазии и Ю. Осетии, как говорят, в ШОС решающее слово было именно за Китаем).

Это процесс неспешный, но неизбежный.

Он не предполагает никаких территориальных захватов, никакого насилия со стороны Китая.

Но кое-что не совсем приятное в этом все же есть…

Малайзия. Таиланд. Индонезия. В этих странах (общее население, кстати, около 350 миллионов, а совокупный ВВП примерно равен российскому) практически безраздельно господствуют китайские бизнесмены. Быстро усиливаются их позиции и в Австралии. Да что в Австралии! В самих США, особенно в Калифорнии, хотя, конечно, там говорить о «доминировании» китайского бизнеса просто смешно.

Я далек от панических воплей про «желтую опасность», но присмотреться-то надо! Интересно все же, что нас ждет… возможно.

Отличие китайской экспансии от американской очевидно – китайцы «наступают физически». Главный неисчерпаемый ресурс Поднебесной – «человеческий песок». Он и засыпает область экспансии.

США «шлют деньги» – их влияние финансовое, влияние безликих ТНК, в крайнем случае – их приезжих менеджеров. Влияние Китая – «с человеческим лицом».

В странах Юго-Восточной Азии китайские общины не так уж велики – от 2% до 5% населения. Но редкая конкурентоспособность, традиционное трудолюбие, высокий интеллект, сплоченность китайцев чудеса творят. Еще раз повторяю: они практически доминируют в крупном бизнесе (а отнюдь не в «китайских ресторанчиках» и «прачечных») этих стран.

Безусловно, Таиланд, Малайзия, Индонезия – традиционные маршруты китайской экспансии. Этническая близость, культурные традиции… Но уж Австралию-то «родственной Китаю» не назовешь! Однако экспансия туда идет полным ходом.

С другой стороны, в Японии экономическое влияние китайцев почти нулевое, а в Ю. Корее – крайне незначительное.

Пусть специалисты подробно объяснят причины этого феномена. На поверхности, доступной дилетанту, лежат очевидные соображения: собственная очень сильная экономика, собственное крайне трудоспособное, высококонкурентоспособное население, наконец, американская военно-политическая «крыша» тоже, вероятно, имеет значение.

Пока что китайская экспансия в ту же Сибирь, Дальний Восток (т. е. обитаемые южные районы, пограничные с Китаем) очень невелика. У страха глаза велики – эксперты говорят, что, вопреки мифам, речь идет о нескольких сотнях тысяч (или того меньше) китайцев, которые там постоянно живут. Только надо иметь в виду, что уже 100 000 человек – это порядка 1% населения Дальнего Востока. И это – пардон за расизм – китайцы, а не таджикские гастарбайтеры и даже не кавказские торговцы в Москве. Во всяком случае, даже не приплюсовывая к этим 100 000 «остальные 1 400 000 000 граждан КНР», стоит вспомнить, что 2% китайцев, повторяю, вполне способны контролировать львиную часть экономики стран Ю-В. Азии.

Мы вполне убеждены, что наш, русский бизнес более конкурентоспособен, чем в тех странах? Если убеждены – можно спать спокойно. Если не убеждены – будем спать беспокойно. Но спать будем в любом случае.

Оптимисты и пессимисты

Еще раз повторяю, что «мирное завоевание» китайцами а) действительно мирное, б) совсем не безвыгодное – их труд, их организационные таланты повышают уровень экономики «их регионов». Что не могут сделать аборигены – делают пришельцы.

Но… Что-то мне мешает этому радоваться. Возможно, это, опять же, расистские предрассудки, с которыми надо бороться. Возможно, лень – неохота на старости лень учить китайский (да куда уж мне!). Может, он и не такой трудный, как его рисуют, но все же – непростой язык… А в-третьих, какая ни есть, пусть бестолковая, но все же своя страна (хотя и ведет себя часто, как пьющий отчим). И менять ее на, может, более толковую и ухоженную, но какую-то «не свою», где, кстати, «бизнесменами первого сорта» (а может, не только бизнесменами) могут оказаться какие-то не слишком нам понятные люди… Ну, не знаю…

Есть ли у России средства «отстоять идентичность»?

Есть ли способы повысить иммунитет перед вирусами – может, и полезными, благотворными, но все же инородными?

Ну, болезни наши всем известны.

Можно с нудным пафосом повторить, что «пока у нас такие взятки», «пока у нас такая производительность труда», «пока у нас такая эффективность управления», «пока у нас такое пьянство» и т. д. и т. п. – а затем, совершив прыжок из царства необходимости в царство свободной мечты, закончить бодрым оптимистом: «Так за работу, товарищи!» Ну и в конце: «Да здравствует Великая Россия и Михалков – автор трех Гимнов Ее! Споемте, друзья!»

Против пения гимна не попрешь…

Но, отпевши и переведя дыхание, мы как-то остаемся в положении дураков на плохих дорогах…

Так реально, без «торжественных обещаний исправить недостатки и избавиться от вредных национальных привычек» – есть шанс усилить иммунитет? Усилить хотя бы до такой степени, чтобы вести – на своей земле – диалог с китайцами на равных или, точнее, с позиции силы? (Прошу не путать с насилием, ограничением прав и «народной защитой скинхедов»).

Увы. Реальных средств «своими силами» противостоять я как-то не обнаруживаю.

Ведь о военном противостоянии – единственном, к которому мы готовы всегда и против всех, – речь-то не идет. А если смотреть на тех же японцев и корейцев, то они оказались конкурентоспособны по сравнению с Китаем (у себя дома конкурентоспособны) потому, что имели свою мощную экономику.

Можем мы такую экономику создать быстрее, чем нам ее создадут… китайцы? Опять же – блажен, кто верует… Хотел бы верить.

Может, лучше быть осторожным тов. Суховым, повторявшим: «Это – вряд ли!» И, наконец, если пессимист ошибется – тем лучше! Лучше быть ошибающимся пессимистом, чем ошибающимся оптимистом, не правда ли?

Так кто же нам может тут помочь?

Читатель уже давно понял мой ответ.

Все верно.

Дядя Сэм в кустах

Американцы, строя БД, были бы Большими Идиотами (БИ), если бы не искали каких-то средств уравновесить влияние Китая в Евразии.

Да, говоря о БД, они по факту уже признают, что центральную роль в Евразии (в сотый раз – мирно-мирно, без всякого насилия) будет играть Китай. Примерно как США – в Западном полушарии.

Но американцы не были бы американцами, если бы не искали песок, чтобы подсыпать его партнерам в чай.

Ясно, что Евразия – многополярна.

Индия. Исламские страны. Да и ближе к Китаю – те же Япония, Корея. Нет, ни о каком доминировании в этой Вавилонской башне речи быть не может…

И все же «корона Евразийской Империи» – Россия. Даже не из-за «размеров вечной тайги и мерзлоты», а просто из-за ракет и водородных бомб. И уж, во всяком случае, «союз России и Китая» – страшный сон для второго участника БД.

Конечно, одна эта мысль переполняет законной гордостью наши сердца – и толкает нас ровно в сторону этого союза! Раз Сэму плохо – назло дяде Приморье отдадим… То есть, я хотел сказать… Ну, в общем, понятно.

В чем преимущество – с точки зрения интересов России – дяди Сэма по сравнению с китайцами?

Оно очевидно. Дядя – далеко. Дядя, повторяю, не имеет привычки влезать с ногами в чужие страны – предпочитает длинный финансовый поводок, предпочитает не десантировать миллионы своих граждан, а оказывать виртуальное влияние на расстоянии.

И уж, во всяком случае, для России в условиях, когда тень от встающего китайского гиганта простирается «аж до Урала», было бы просто преступно глупо не искать противовес. Не для дружбы – хотя бы для сохранения устойчивости.

А реальным противовесом в мире БД может быть только Америка.

Причем, всерьез говоря, речь вообще не может идти о военной помощи – она невозможна, не нужна, и вообще нам никто ничем не угрожает.

И не о политической помощи – она нам тоже не нужна.

Нам нужна помощь на главном, единственно важном направлении: в создании в России мощной экономики, способной противостоять китайской экспансии, а не раствориться в их высокополезном чае.

Это все те же темы: технологическая Россия, хай-тек.

Но только не грех выпустить воздух из щек и признать наконец, что сами-одни мы ее создать в принципе не сможем. Где-где, а в этой области контрольный пакет акций – точно у дяди Сэма (кстати, они производят около 40% мирового хай-тека, а мы – около 0,3–0,4%). Очень трогательны поездки главы Роснанотехнологий в Израиль. Наверное, там подпишут всякие хорошие контракты… Но если мы рассчитываем – всерьез – на помощь Израиля, то, значит, мы молчаливо признаем, что наша экономика должна быть (стать) размером с израильскую.

Нам нужны от США – много-десятко-миллиардные общие проекты, доступ к их технологиям, обучение десятков (сотен) тысяч наших специалистов… А пока что наши «контакты в области хай-тека» сводятся к тому, что мы бесплатно готовим несколько тысяч специалистов для США, которые каждый год берут билет в одну сторону.

Вот что нам нужно от США.

И ни на какую невидимую руку рынка тут расчета нет: за деньги не купишь.

Высокие технологии – особая область. Область, пограничная с политикой. Даже не говоря о собственно военных технологиях, даже когда речь идет о технологиях сугубо мирных, никто нас «в закрома родины» не пустит.

Покупайте наши продукты – ради Бога! Но помогать вам создавать свой хай-тек? Да ни за какие деньги!

Вот какая история.

Нам – а) для собственного развития, безотносительно к чему бы то ни было, б) для сохранения независимости от того же Китая – необходимо создание мощной современной экономики, способной противостоять экспансии. В данном случае – китайской, но в принципе – любой.

США – для уравновешивания растущего влияния партнера по БД и, главное, для того, чтобы партнер не смог «увеличиться на военную мощь России», необходима достаточно сильная, независимая Россия.

Казалось бы – условия для партнерства есть. «Нам не жить друг без друга».

Китай и Грузия

Но, сами понимаете, ничего подобного.

Никогда США не пойдут на то, чтобы помогать в создании современной экономики своему… ну, скажем, не «противнику», но уж точно не союзнику.

Такого рода контакты предполагают именно стратегический союз – как с Японией, Кореей. Слишком мрачные примеры? Ладно. Как с Австралией хотя бы. Как с европейскими странами, наконец.

Пока такого союза у России с США нет, ни о каких углубленных экономических контактах и мечтать нечего.

И – как мы ни нужны американцам – они тут первые шаги делать не станут. Потому что считают – и справедливо, – что они нам куда нужнее, чем мы им.

Что касается нас, то у нас на пути к стратегическому партнерству с США – огромные завалы.

Психологически-психиатрические. Антиамериканизм давно стал единственно живой политической эмоцией в нашей стране. Сколько певчих и ловчих ТВ-птичек с этого дела кормится, я уж не говорю… Но и народ в целом рад – есть какой-то интерес в жизни, вечный футбольный матч «против США».

Нет, страх перед Китаем тоже есть (да еще и неадекватно раздутый), но США (Запад) – враг привычный, можно сказать, «легитимный», почти «сакральный». Без этого врага суп не солен, компот не сладок. А в выборе «Восток – Запад» со времен А. Невского мы предпочитаем Восток. «Сменить геополитическую ориентацию» – да это себе изменить! «Либерально-атлантическую диктатуру» не допустим (а от «Оскаров» тоже откажемся? А причем здесь это?..).

Это уже национальный комплекс. Чтобы его излечить, нужна психотерапия – а она идет только в прямо противоположном направлении.

Есть и вечное воспоминание о 1991-1994 годах. В тот «краткий миг позора» Россия и впрямь, как дрессированный медведь, старалась идти перед дядей Сэмом на задних лапах. «Дорогой Андрей» (Козырев) спешил исполнять все «советы» госдепа. В общем, вели себя не «как Грузия», но вроде того… И что получили?! Подачки МВФ и похлопывание по плечу…

Второй раз влезть туда же?! С таким хрустом разогнули колени – и опять согнуть?!

Распутать сей клубок – где здесь реальные проблемы (а они, конечно, есть), где надуманные обиды (и их, понятно, хватает), где просто метафоры, ставшие «сверхценными идеями» (с коленями этими злосчастными) – дело непростое. Но, чтобы хотя бы начать распутывать, надо этого хотеть. Наше же общество этого активно не хочет – а об «обманутой любви к американцам» вспоминает только для того, чтобы сразу на повышенных тонах объяснить про свои горькие обиды. Расчесать комплекс уязвленной гордыни – и еще раз торжественно проклясть американцев.

Значит – не пришло понимание, что союз с ними нам не «приятен», не «удобен», не «полезен», а просто необходим. В смысле – разумной альтернативы для создания современной экономики нет. Без союза остаются только нефтяные ванны, газовые облака и понты… вблизи китайской границы.

Ну и, наконец, есть и «рациональные соображения».

Их немало.

ПРО. Безопасность в Европе. Помощь США Грузии и Украине.

Серьезные темы, серьезные разногласия с США…

Правда, я так и не понял, чем нам – в военном отношении – может угрожать ПРО, да и НАТО с целом, и США вообще.

Вот Китай с нами воевать не будет – у них слишком мало людей, слишком велика цена человеческой жизни, слишком мала территория, чтобы рисковать термоядерной войной.

Разумеется, в Европе людей куда больше, чем в Китае, цена человеческой жизни куда меньше, а территория огромная, пустынная – что им не начать с нами войну! Да и смысл им прямой – нефть нашу захватить (так-то мы ее никому не продаем!), газ, опять же… И в скафандрах на светящихся руинах радиоактивных городов оставшиеся счастливые европейцы попользуются нашими нефтегазовыми сокровищами!

Так что темы «безопасности в Европе» и ПРО – важнейшие. Актуальнейшие.

Прошу понять мою иронию правильно.

Разумеется, переговоры СНВ-2 важны и нужны. С этим никто не спорит. И создание «санитарного кордона» вокруг России – штука неприятная.

Но есть иерархия проблем и ценностей.

Так вот – проблемы с Китаем важнее проблем с Грузией. Экономическая модернизация (даже шанс на нее) важнее ПРО. Опасность «мирного завоевания» России куда больше, чем «опасность» (извините, не вижу ее!) нападения на нас итальянских танков и латышских стрелков…

Вот и все.

Надо нам выбирать: искать там, где светлее (последнюю тысячу лет светлее), или же там, где потеряли (и можем потерять себя окончательно).

А можно и не выбирать. И ждать…

«Оптимист учит английский. Пессимист учит китайский. Реалист учит автомат Калашникова». А пофигист – ничего не учит…

И наше святое право – к какой категории себя отнести.

Источник: http://www.vz.ru/columns/2009/4/6/272650.html

28
1756
0