Северный Кавказ: сила есть, ума не будет

На модерации Отложенный

Не успела Москва порадоваться успехами Рамзана Кадырова и отменить в апреле режим КТО в Чечне, как тучи контртеррористической операции уже сгущаются над Ингушетией и Дагестаном.

«Некоторое время назад начало складываться впечатление, что ситуация на Кавказе, связанная с террористическими проявлениями, существенно улучшилась. К сожалению, события последнего времени показывают, что это не так и что, если соответствующая работа останавливается, начинают происходить очень серьёзные происшествия. Поэтому работа по этому направлению будет наращиваться. Всё, что произошло, - очень серьёзное основание для того, чтобы мы пересмотрели ряд подходов», - заявил 19 августа на совещании о мерах по стабилизации социально-политической обстановки в северокавказском регионе Президент РФ Дмитрий Медведев. А в прошлую пятницу он позвал к себе в сочинскую резиденцию глав шести северокавказских республик, а также семь муфтиев, трех имамов, трех ректоров и даже трех студентов исламских университетов, чтобы обсудить с ними способы повышения влияния традиционного ислама на молодежь.

«Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, посетовав на провал идеологической работы - \"мы не смогли взять молодежь под контроль, а эмиссары радикалов смогли\",- выявил главную причину: религиозное образование за пределами страны: \"Наша молодежь не должна выезжать для этого за границу или должна выезжать с аттестацией через муфтият\". Идея собравшимся понравилась», - констатировал Ъ.

«Иногда я тоже выхожу в Интернет и смотрю, что там пишут, - волосы дыбом встают, это никакого отношения не имеет ни к исламу, ни вообще к какой-либо идеологии», - в свою очередь дипломатично заметил Медведев. И поддержал предложение Рамзана Кадырова о том, что «мы не должны называть экстремистов исламскими экстремистами. Правильное наименование бандитов - просто бандит, у него нет религиозного содержания. Он не мусульманин, он бандит». Призвав также присутствующих активнее пропагандировать свою религию в СМИ и Интернете, где «нормальные» религиозные сайты проигрывают экстремистским.

То, что Кремль вдруг осознал роль идеологии, что контртеррористические операции сами по себе способны подавить «террористические проявления» лишь на некоторое время, но затем вновь, «если соответствующая работа останавливается, начинают происходить очень серьёзные происшествия», радует. Проблема, однако, в том, что надо понимать, что сам по себе ислам никак не может быть антидотом против исламского экстремизма. Взгляните, например, на Саудовскую Аравию, страну, породившую эту религию, и попробуйте сказать, что есть ваххабизм, тамошний «традиционный ислам», - антидот или катализатор терроризма? А посмотрите на Пакистан и Афганистан и вспомните про Кавказские войны Российской империи - разве Шамиль не был представителем фундаменталистского ислама?

Суть дела здесь в том, что хотя ислам как мировоззрение отнюдь не поощряет терроризм, однако он поощряет джихад - сопротивление вторжению и подчинению иноверцам. И Москве надо четко понимать, что, стимулируя распространение исламского мировоззрения, она повторяет ту же ошибку, которую уже сделал Израиль, - она создает не столько антидот терроризму, сколько питательную среду для идеологии джихада. А эта идеология своей архаикой действительно ставит «волосы дыбом» у политиков «цивилизованного мира» - сравните, например, сепаратизм Дудаева или Масхадова с джихадом Шамиля Басаева. Впрочем, возможно, что Москва это понимает, только ничего поделать все равно не может - коммунистическая идея рухнула, либеральная идея не прижилась, выработать собственную национальную идею Кремлю не удалось, вот и приходится безголосой «партии власти» привлекать к идеологической работе митрополитов и муфтиев. Проблема, однако, еще и в том, что тот «совковый» ислам, который они привыкли исповедовать, неконкурентоспособен на мировой арене. И почему Дмитрий Медведев считает, что поддержка его администрации сможет переломить эту ситуацию, лично для меня является загадкой, - ведь «местные товарищи» знакомиться с новыми заграничными веяниями отнюдь не спешат, скорее наоборот.

«Когда слышишь выражение «традиционный ислам», то сразу на ум приходит булгаковская осетрина второй свежести.

Последние 15 лет выражение «традиционный ислам» столько раз было произнесено и записано, что его разве что еще не внесли в законодательство. Абдул-Хаким Султыгов, посол МИД РФ по особым поручениям, координатор «Единой России» по национальной политике и взаимодействию с религиозными объединениями, так прямо и заявил, что «ислам в России самодостаточен», а «российских мусульман с внешним мусульманским миром связывают только святыни и хадж, и - точка. Для всего другого сегодня существует Интернет. В результате толком никто не понимает, о чем идет речь. Что собственно такого особенного в исламе в России, что он не просто ислам, а «ислам традиционный»? Что-то схожее пытаются придумать на Западе. «Традиционный» и «умеренный ислам» - это двоюродные братья. Только в случае с первым речь идет не о соответствии либеральным ценностям, а о некой лояльности традиционному российскому бюрократическому порядку», - пишет по этому поводу заместитель главного редактора портала «Ислам.Ру», кандидат политических наук Абдулла Ренат Мухаметов.

Совершенно верно замечено - я бы только добавил к этому, что при подобном протекционизме наши «традиционные» религиозные сайты будут еще более уверенно проигрывать экстремистским, чем даже просто «умеренные». И война с терроризмом по-прежнему будет вестись у нас исключительно автоматами Калашникова - признав исламских боевиков бандитами, у которых нет религиозного содержания, Москва фактически расписалась в невозможности их идейного перевоспитания. И это на фоне вполне успешной вербовки последними сторонников не только «традиционного» ислама, но даже христианства! Зачем же тогда, спрашивается, ей нужен «традиционный ислам»? А для того же, зачем Брежневу была нужна коммунистическая идеология, - да, она была неконкурентоспособна на мировой арене и бессильна против диссидентов, но она придавала какую-то видимость легитимности нашей госбюрократии и выступала ее охранителем против западных либеральных ценностей. А реальная «идеологическая» борьба шла совсем в другой плоскости.

«Силовая составляющая - это последнее, к чему надо обращаться в борьбе с терроризмом», - под такими словами было опубликовано в Ингушетии выступление президента Евкурова. В котором «он отметил, что под влиянием экстремистских религиозных деятелей молодежь Ингушетии идет на действия, которые ингуши никогда не совершали». Ю.-Б.Евкуров вспомнил в этой связи недавнее покушение на себя самого. «Это как надо было настроить, что надо было вбить в голову молодому парню, чтобы он сел в машину и взорвал себя?! Такого у нас никогда не было. Это какую надо было идеологию развернуть?! Я уверен, что здесь не обходится без зомбирования и психотропных веществ», - сказал президент Ингушетии.

Увы, Евкуров ошибается - судя по заявлению самих боевиков, все обошлось без зомбирования и психотропных веществ, достаточной оказалась силовая составляющая и «подстава». Вот что сообщил их сайт: «В начале мая родители Абдул-Малика, Магомед и Лейла Алиевы, были вызваны президентом РИ Юнус-Бек Евкуровым к себе на аудиенцию. В ультимативной форме Евкуров потребовал от них либо публично перед телекамерами отречься от сына, как это практикуется Кадыровым, либо убедить его сдаться. Отец моджахеда сказал, что вернуть сына из леса не в его власти, но и отрекаться от него никогда не станет. Через несколько дней после встречи с Евкуровым, утром 9 мая, сотрудники российских силовых структур, ворвавшись в домовладение родителей моджахеда, по приказу президента Ингушетии Юнус-Бек Евкурова расстреляли пожилых Магомеда и Лейлу Алиевых». Поскольку же Абдул-Малик был одним из руководителей сунженского джамата, то ответом на это убийство якобы и стал теракт против Евкурова.

Конечно, мы не знаем, кто на самом деле и по какой причине взорвал машину президента Евкурова. Но боюсь, что «вбили в голову» тому самому молодому парню, который сел в машину и взорвал себя, именно то, что боевики напечатали в своем сообщении. И если он им поверил, то только потому, что, увы, «эскадроны смерти» в Ингушетии действительно были и, видимо, еще долго будут -«соответствующую работу» останавливать опасно!