В Петербурге появились две архитектурные «Красные книги» – о хороших зданиях и о плохих

На модерации Отложенный Чиновники петербургского правительства учредили «Красную книгу», в которую будут занесены «знаковые» места города, подлежащие сохранению. В списке Дом книги на Невском проспекте, Елисеевский магазин и еще полтора десятка исторических и культурных объектов. Интересно, что благая в сущности инициатива вызвала резкое осуждение общественного движения «Живой город». Они говорят, что чиновники занимаются подменой понятий. «Красная книга» в Петербурге уже есть: «живогородцы» составили ее совместно со Всемирным клубом петербуржцев, внося туда объекты, наоборот, угрожающие историческому облику города.

Объясняя свою идею создания «Красной книги», председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) Петербурга Вера Дементьева заявила: «Дело в том, что наше ведомство следит только за сохранением облика архитектурных памятников, но не за сохранением профиля зданий. Предложения бизнесменов о перепрофилировании Елисеевского магазина и Дома книги, выселение клуба-музея Виктора Цоя, закрытие «Пышечной» на Большой Конюшенной улице вызвали большой общественный резонанс. Недовольство петербуржцев убедило нас в значимости проблемы». Теперь, как считает г-жа Дементьева, власти смогут на законных основаниях защищать знаковые объекты Петербурга, формирующие его историческое пространство.

В «Красную книгу» Смольного внесено 16 объектов, сохранение которых было ранее поддержано городскими властями и губернатором Петербурга. В дальнейшем, по словам г-жи Дементьевой, перечень будет расширяться в соответствии с рекомендациями специалистов по охране памятников.
Один из объектов – знаменитый Дом Демидовых на Малой Садовой улице, где был открыт один из первых в Петербурге фотографических салонов. Фотоателье в этом доме сохранилось. Однако современный владелец здания соорудил на крыше уродливый стеклянный фонарь, резко диссонирующий с окружающей архитектурой. Чиновники несколько лет борются за снос этого фонаря, однако у них не хватает законодательных полномочий, чтобы убрать постройку. Возможно, теперь, с появлением «Красной книги», борьба городских властей с произволом владельцев зданий увенчается успехом.

Оптимизма чиновников не разделяют представили движения «Живой город». По мнению его активистки Елены Минчонок, инициатива чиновников может привести к пагубной путанице. «Задолго до чиновников мы завели свою «Красную книгу», – заявила «НИ» Елена Минчонок. – Создавали ее совместно с Всемирным клубом петербуржцев во главе с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Туда мы занесли «тревожные» архитектурные проекты, которые могут нарушить исторический облик города. В качестве примера можно привести проект небоскреба «Охта-центр»». Теперь же, когда появилась вторая «Красная книга», горожане будут думать, что небоскреб находится под особой охраной, хотя в списке чиновников он не фигурирует. Может быть, во избежание недоразумений представителям КГИОП отказаться от уже занятого активистами названия?