Помогут ли банковской системе России мощные вливания

На модерации Отложенный

В антикризисной программе правительства меры, посвященные поддержке финансового сектора, расположены на предпоследнем месте. Однако по сумме выделяемых им госсредств российские банки явно лидируют. Помогут ли отечественной банковской системе мощные вливания — выяснял The New Times.

«Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему», — сказано в программе антикризисных мер правительства на 2009 год. Для этого государство берется «нормализовать» работу финансового сектора (для чего разработано 18 мер) и тем самым увеличить доступность кредитных ресурсов для реального сектора экономики и населения (еще 5 мер). Механизмы стабилизации банковского сектора разделяются на три вида: увеличение ликвидности, расширение ресурсной базы (оно даст дополнительные объемы финансовых ресурсов) и спасение банков, «важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы».

Цена вопроса

Из кармана налогоплательщика государство возьмет не менее 1 трлн 355 млрд рублей: 555 млрд — субординированные кредиты банкам,¹ 500 млрд — обычные кредиты финансовым организациям и 300 млрд — госгарантии для предприятий реального сектора экономики. Других четко обозначенных сумм в антикризисной программе, посвященной финансовому сектору, нет.

Банков слишком много

«Объявленные правительством меры направлены на то, чтобы решить проблему просрочки кредитов, которая становится все актуальнее. Меры кажутся адекватными, но вопрос заключается в том, как власти будут их реализовывать. Помочь всем государство не сможет, значит, появляется субъективный фактор отбора, кто будет спасен, а кто не будет», — считает главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова.

Согласно расчетам Центра развития офи­циальный объем просрочки банковского сектора на 1 марта 2008 года составил 572 млрд рублей, или 2,8% от совокупного объема выданных кредитов. Однако министр финансов Алексей Кудрин на встрече с банкирами озвучил другую цифру — 10%. Президент Альфа-Банка Петр Авен прогнозирует долю «невозвратов» на уровне 15–20% к концу текущего года, что вызовет банкротство не менее сотни российских банков.²

Еще двести банков могут исчезнуть с рынка по инициативе финансовых властей: с 1 января 2010 года минимальный капи­тал банка должен составлять 90 млн рублей. «В кризис падает прибыль у всех, в том числе и у банков. Поэтому у кредитных организаций снижается уро­­вень собственного капитала. Если требование в 90 млн рублей останется, то это подведет одну шестую часть банков под банкротство», — сказал в интервью The New Times экс-министр экономики РФ, президент банка «Российская финансо­­­вая корпорация» Андрей Нечаев. «Для нашей экономики достаточно 200–300 банков. Сейчас их 1100. Но процесс консолидации рынка займет не менее пяти лет», — говорит Наталья Орлова.

При этом процесс санации, то есть спасения банков идет в период кризиса своим чередом. С 1 сентября 2008 года Центробанк отозвал лицензию у 30 банков. Их число могло быть и большим, но с декабря 2008-го по февраль 2009-го Агентство по страхованию вкладов приняло меры по предупреждению банкротств в 15 кредитных организациях.

Наперегонки с инфляцией

В течение последних трех месяцев 2008 года государство потратило более 2 трлн рублей на спасение банковской системы, в этом году — не менее 1 трлн. «Ожидаемого результата от антикризисных мер 2008 года не последовало: деньги не дошли до реального сектора и снизились объемы кредитования населения, поэтому серьезные проблемы стали испытывать производители товаров, чью продукцию покупали в кредит, — отметил Андрей Нечаев. — В новой программе я не увидел, каким образом деньги дойдут до реального сектора экономики и как правительство будет снижать учетную ставку. Для многих секторов экономики существующие ставки являются просто неподъемными».

«В условиях спада промышленного производства ставки в банках должны быть на уровне ожидаемой инфляции: 12–13%. Сегодняшние ставки 20–25% сильно завышены», — считает профессор Российской экономической школы Олег Замулин. Главная проблема банковского сектора сегодня — отсутствие внутренних сбережений, считает Наталья Орлова из Альфа-Банка: объем розничных депозитов в банках составляет 17% ВВП, более 90% населения оставляют свои пенсионные средства в управлении государства, около трети сбережений население инвестировало в недвижимость, а это недоступные для финансового сектора деньги. Поэтому Центробанк и держит такой высокой (13%) ставку рефинансирования — чтобы хоть как-то стимулировать потенциальных вкладчиков нести свои «кровные» в банки, полагает Орлова. «Только 25% россиян имеют сбережения на банковских счетах. По сравнению с США, где сберегает почти каждый человек, это очень мало», — поясняет гендиректор Национального агентства финансовых исследований Ольга Кузина. Причина такого поведения россиян — высокая инфляция: лучше потреблять, нежели сберегать.

«В отличие от стран Запада мы вошли в кризис с высокой инфляцией, с которой правительству нужно было бороться раньше», — говорит Олег Замулин. Эксперт объясняет, что если Центробанк опустит свою ставку ниже текущего уровня, то банки немедленно проведут атаку на обменный курс рубля. Именно поэтому, считает Замулин, мы в отличие от западных стран не понижаем, а наоборот — повышаем ставку.

Пять советов экс-министра

По мнению Андрея Нечаева, в существующую программу антикризисных мер нужно внести ряд поправок, касающихся финансового сектора:

Перестать давать кредиты крупнейшим банкам, так как весь груз обслуживания финансовых нужд на местах несут средние банки в регионах, до которых господдержка не доходит.

Отменить поправку об увеличении нормы собственного капитала банка до 90 млн руб­лей, «дабы не нервировать банковский сектор».

Изменить существующую систему рефинансирования коммерческих банков. Перестать давать кредиты отечественным банкам исходя из международных рейтингов, а давать их под залог, отвечающий требованиям ЦБ РФ.

Дебюрократизировать банковский надзор со стороны ЦБ.

Освободить от налога на прибыль (20%) те деньги, которые идут на увеличение капитализации банка. «Таким образом мы решим проблему увеличения капитализации кредитных организаций и станем поддерживать крепкие банки, у которых есть прибыль, а не те, которые уже легли на дно. Центробанк и Агентство по страхованию вкладов сегодня зачастую спасают не здоровых, а больных — только потому, что те крупнее», — утверждает Нечаев.

Основные статьи Программы антикризисных мер правительства РФ на 2009 год:

1. Выделение субординированных кредитов коммерческим банкам, банкам с государственным участием и Внешэкономбанку — 555 млрд рублей.
2. Увеличение ассигнований в Пенсионный фонд — 315,5 млрд рублей.
3. Снижение ставки налога на прибыль — 294 млрд рублей выпадающие доходы, в том числе федеральный бюджет — 330, 9 млрд рублей.
4. Дотации на поддержку региональных бюджетов и расширение возможностей получения бюджетных кредитов — 300 млрд рублей.
5. Реализация Федеральной целевой программы «Жилище» — 61,4 млрд рублей.
6. Поддержка рынка труда — 43,7 млрд рублей.
7. Увеличение пособия по безработице — 33,9 млрд рублей.
8. Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства — 30 млрд рублей.
9. Государственная поддержка экспорта промышленной продукции — 6 млрд рублей.

1 Кредиты на срок не менее 5 лет, которые не могут быть востребованы обратно до окончания срока, под ставку ниже ставки рефинансирования ЦБ — 13%.

2 The New Times писал об этом в № 12 от 30 марта 2009 года.