Осторожно! Профболезнь офисных работников

На модерации Отложенный Если бы мы, подобно американским шерифам, сидели, закинув ноги на стол, не исключено, что одной «болезнью менеджера» в мире стало бы меньше.

Пока же, по статистике, в нашей стране различными формами хронической венозной недостаточности страдают 35 миллионов человек.

Ученые в шутку называют варикоз платой за прямохождение, что вполне обосновано. Оставив «хомо сапиенсам» в качестве опоры всего две конечности, природа одновременно вдвое увеличила нагрузку на венозные сосуды ног, которым и без того приходилось несладко. Ведь это по артериям кровь бежит, подгоняемая силой земного притяжения, - по венам она возвращается ей наперекор. Таким образом, будем считать, что болезнь эта возникла на заре цивилизации.

Упоминания о варикозном расширении вен, точнее, его описание имеется в Ветхом Завете, Византийском своде законов о медицине и древнеегипетских папирусах. А недавно археологи раскопали гробницу с мумией, у которой есть все признаки запущенного варикоза. Находке больше трех с половиной тысяч лет.

Сегодня же, по статистике, варикозным расширением вен болеют примерно 25% женщин и 10% мужчин во всем мире. Причем, поскольку у чернокожих и азиатов варикоз практически не встречается, в пересчете на белое население эти цифры можно смело умножать на два, а то и на три.

Мало того что в современном мире варикоз начинает принимать характер эпидемии, так он еще и «помолодел». Если в советские времена варикозное расширение вен считалось болезнью людей преклонного возраста, то сейчас его пик приходится на 35-45 лет.

Венная инженерия

Казалось бы, сотрудники офисов не «работают ногами» столько, сколько учителя, хирурги, парикмахеры, продавцы или стюардессы, для которых варикоз - заболевание профессиональное. Но у «белых воротничков» есть свои группы риска.

Верхнюю строчку этого хит-парада, конечно, занимают курьеры. Их, как и волка, ноги кормят, а значит, вены постоянно находятся в режиме перегрузки. Здоровые сосуды, скорее всего, справятся, но если с венами не все в порядке, кровь начнет застаиваться и растягивать сосуды. Привет, варикоз!

Почетное второе место делят секретари, офис-менеджеры и бухгалтеры. Не спасает даже то, что все они большую часть рабочего времени все-таки проводят сидя. Просто в этом случае вены страдают не от перегрузки, а от «зажима». Особенно вредно, предупреждают врачи-флебологи, сидеть нога на ногу. Чтобы наглядно представить, что при этом происходит, можно вообразить поливальный шланг, на который время от времени наступают раззявы-прохожие. Жидкость то скапливается перед местом зажима, распирая стенки, то с удвоенной силой устремляется дальше, когда путь свободен. Не всякая резина выдержит такую проверку на прочность, что уж говорить о венах.

К тому же обычно «сидячие» должности занимают женщины, а у них шанс заполучить варикоз и так гораздо выше, чем у мужчин. Причина тому - колебания уровня половых гормонов. Например, из-за особенностей менструального цикла, приема оральных контрацептивов, во время беременности или в связи с наступлением климакса.

Короче, сидящим в офисе женщинам давно пора выдавать за вредность витамины С, Р и Е - именно они отвечают за укрепление сосудистых стенок. Кстати, сидящим мужчинам витамины тоже не помешают, а то, неровен час, фирма останется без программистов и системных администраторов… Не зря врачи придумали специальный термин «компьютерный варикоз».

Третье место в списке рискующих заболеть варикозным расширением вен занимают менеджеры, которым часто приходится ездить в командировки, особенно - летать на самолетах.

К сожалению, компании не всегда оплачивают своим сотрудникам перелеты бизнес-классом, где расстояние между креслами в салоне позволяет удобно вытянуть ноги и расслабиться. Мало того что несчастные страдают от перемены давления, так еще и маются всю дорогу в неудобной позе. В результате резко замедляется отток венозной крови. Тут не помогут даже компрессионные носки. В результате у большинства из тех, кому за тридцать, после такого «приятного» путешествия ступни болят и отекают. И хорошо, если летать приходится раз в месяц и недалеко. А если командируют каждую неделю?
И все в Америку да на Камчатку?

И даже сравнительно оседлые менеджеры не застрахованы от варикоза. Обязательный атрибут успешности - машина - в условиях мегаполиса превращается в фактор, провоцирующий болезнь. Многочасовое стояние в «пробках» перегружает вены не хуже перелета в эконом-классе.

На ножах

Наверное, было бы справедливо, если бы в одну из основных групп риска вошли начальники. Допустим, генеральные директора. Но тут закономерность найти не так-то просто. Директор директору рознь. Один сутками не вылезает из своего кабинета или всегда в разъездах - у такого вероятность заполучить варикозное расширение вен весьма высока. Другой девять месяцев в году проводит на Гоа. Тут уж не варикоза бояться надо, а экзотических инфекций.

А еще бывают женщины-начальники…

По свидетельствам историков, от варикозной болезни страдала сама Екатерина Великая. Будучи уже в преклонном возрасте, она жаловалась придворным врачам на сильные боли в ногах и некрасиво выступающие вены. Не исключено, что «удар», явившийся причиной смерти императрицы, - не что иное, как тромбоз, вызванный осложнениями варикоза.

Объективности ради стоит заметить, что расширение вен на ногах связано не только с профессией. Это одно из тех заболеваний, предрасположенность к которому может передаваться по наследству. Если варикозом страдает хотя бы один из родителей, то с вероятностью 70% он будет и у ребенка. Никакой мистики: всего лишь врожденная слабость соединительной ткани, отвечающей за эластичность и упругость стенок вен, или врожденная неполноценность полулунных клапанов - они расположены внутри вен и не дают крови стекать вниз. А вот предрасположенность, помноженная на провоцирующие факторы, - почти 100% варикоз.

Директор строительной компании Николай П. не относит себя к «сидячим» руководителям, но избежать болезни вен ему не удалось.

«Первые симптомы я заметил несколько лет назад, - рассказал Николай, - однако не придал им значения. Отекшие под вечер стопы списывал на застарелые проблемы с почками. На обследовании настояла жена. Хорошо, что врачи попались толковые: сразу поставили диагноз и назначили лечение. Пока держусь на консервативном, но, видимо, все-таки придется оперироваться».

Нежелание Николая ложиться «под нож» по-человечески вполне объяснимо. Не зря, согласно опросу, проведенному в Интернете, хирурги занимают четвертое место среди самых «страшных» врачей (хуже только стоматологи, гинекологи и проктологи). Однако оперативное лечение варикозного расширения вен не обязательно подразумевает море крови, большие разрезы и тяжелый период восстановления.

За последние десять лет медицина шагнула далеко вперед. Даже в России больные вены уже удаляют эндоскопически - через миниатюрные проколы - или же выключают их из кровотока, заклеивая с помощью препаратов-склерозантов (склеротерапия) или лазерного излучения (лазеротерапия). После таких операций пациент в тот же день на своих ногах уходит домой.

Жалко, что применяют эти современные методы у нас не так часто, как хотелось бы. Для сравнения: в развитых странах Европы при варикозном расширении вен склеротерапия применяется в 90% случаев. У нас - только в половине. И дело не в лучшей оснащенности западных клиник. Просто наши пациенты ждут до последнего и соглашаются на операцию, когда отступать уже некуда. А с запущенными случаями высокие технологии, увы, не справляются.

Скорее всего, виновата тотальная загруженность: не то что о здоровье, о душе некогда подумать. К тому же страх перед врачами - национальная черта русского характера. Кроме того, многие до сих пор воспринимают варикозное расширение вен не как серьезную болезнь, а лишь как небольшой косметический дефект.

Наверное, мало кто, посмотрев телепередачу знатока народной медицины, бросится лечить варикоз мороженой скумбрией и толчеными кузнечиками, но купить в аптеке разрекламированный чудо-крем и ждать от него этого самого чуда вместо того, чтобы идти к доктору, - наш метод. Крем-то, может, и не плох: улучшает микроциркуляцию, питает ткани, тонизирует вены. Но будет от него толк или нет, зависит от стадии заболевания и индивидуальной чувствительности.