Зачем России в ВТО

На модерации Отложенный

На вопросы Ноополис.ру отвечает Миронов Валерий Викторович – главный экономист Фонда экономических исследований «Центр развития»

-Валерий Викторович, на саммите АТЭС в Сиднее опять будет обсуждаться вопрос о вступлении России в ВТО. Мы уже много лет пытаемся вступить в эту организацию. Какие здесь «за» и «против», что нам это может дать?

-Да, как показывает практика, большие страны с серьезной дифференциацией экономического положения по отраслям и регионам долго и трудно вступают в ВТО. Об этом говорит пример Китая, который подал заявку на вступление в ГАТТ, предшественник ВТО в 1988 году и был принят с многочисленными оговорками лишь в ноябре 2001 года. Россия начала переговоры о вступлении в ВТО еще в середине 1995 года и до сих пор не вступила. Позиция разных субъектов, относительно вступления в ВТО, весьма сильна различается. Многие крупные западные компании, те которые перерастают национальные границы, используют в качестве одного из основных факторов конкурентоспособности экономию на масштабах производства, нуждаются в специальном расширении сбыта своей продукции.

Они заинтересованы в быстрейшем включении России в ВТО, потому, что после вступления в ВТО Китая, Россия, которая до сих пор не покрыта всемирной торговой сетью, привлекает их внимание. С другой стороны, некоторые западные правительства используют стремление определенных кругов российского правительства ускорить вступление в ВТО. Это, прежде всего, либеральное крыло правительства, которое надеется, что вступление в ВТО позволит снизить свободу действий тех сил в правительстве, которые заинтересованы в протекционизме, повышении импортных пошлин, чтобы связать руки, обеспечить легкое и быстрое проведение либеральных реформ, они тоже за ВТО. Но есть определенные руководители промышленных предприятий и отраслевых союзов, которые менее заинтересованы во вступлении в ВТО, поскольку более пессимистично оценивают свои перспективы.

Это, прежде всего, такие отрасли, где высока конкуренция с импортными товарами и где у правительства, после вступления в ВТО, не будет свободы рук для повышения импортных тарифов, введения нетарифных ограничений и эти отрасли больше пострадают. Но, тем не менее, можно сказать, что вступление в ВТО имеет большой плюс в среднесрочном плане, так как можно будет участвовать в разработке правил игры, можно будет на равных с другими партнерами использовать антидемпинговые законодательства, если какие-то страны будут демпинговать на нашем рынке. В преддверии возможного кризиса, в преддверии финансового обострения на нашем рынке и переориентации импортного потока, если, например, будет уменьшаться спрос в США и китайские товары будут направлены в другие страны и, в частности в Россию, то тогда, если у России не будет возможности использования пошлины, то нашим новым партнерам или старым, которые захотят расширить присутствие на нашем рынке, будет выгодно, если Россия уже будет в ВТО. С другой стороны, при перспективе мирового кризиса, или замедления роста мировой экономики, который произойдет, либо сейчас, либо, как это было в 2000 году, рецессия мировой экономики через 2−3 года после финансового кризиса 1997 года, нам тоже будет выгодно иметь свободу рук и защититься, если это произойдет. Но, я думаю, что политическое решение о вступлении принято и здесь можно говорить возможных последствиях.

Если мы вступим в ВТО сейчас, то к 2010−2011 году, а если в следующем году, то к 2011−2012, году будут снижены многие из тарифных барьеров на пути импорта. В среднем на 3% будут снижены ставки импортных пошлин на сельскохозяйственные товары в течение переходного периода 3−х и более лет. На 3% будут снижены тарифы на ввоз промышленных товаров. С 25 до 15 процентов будут снижены пошлины на рынке автомобилей в течение 7−летнего периода. С 20 до 10 процентов – на рынке гражданской авиатехники. В течение трех лет после вступления в ВТО будут отменены ввозные пошлины на компьютеры, на многие виды оборудования. Также будут снижены пошлины на обувь и бытовую технику.

Это может стимулировать конкуренцию на российском рынке. Но нужно иметь в виду, что усиление конкуренции лишь до определенного уровня способствует снижению издержек. Если она переходит некий критический уровень, или слишком резко возрастает, то ее влияние становится негативным.

Сейчас в краткосрочном плане влияние вступления в ВТО на российскую экономики может быть противоречивым, потому что наши сырьевые товары, составляющие основную часть нашего экспорта, достаточно благополучно экспортируют на базе двухсторонних правительственных соглашений или соглашений между частными корпорациями на двухсторонней основе, что бывает вполне достаточно. Что касается товаров высокой степени обработки, то здесь мы пока не сильны и, возможно, что если мы вступим в ВТО с целью получить такой плюс, как участие в разработке правил игры, мы должны изучить опыт других стран, которые используют меры нетарифного регулирования, нетарифной защиты рынка, потому, что тарифные ограничения в рамках ВТО попадают в красную запрещенную корзину.

В последнее время причины, которые препятствовали вступлению России в ВТО были связаны с ситуацией на мировом топливном рынке, рынке энергетических товаров, потому что, когда цены в последний год выросли почти в 2−3 раза, то особенно раздражает западных партнеров, что внутренние цены были ниже мировых, но не в 2−3 раза, как сейчас, а меньше, но и меньше была субсидия для отраслей, которые используют газ и электроэнергию, которая производится на 60% из газа у нас в стране. Соответственно, наши предприятия уменьшают издержки и оказываются с этой точки зрения конкурентоспособными на рынке товаров, где высока доля использования газа или электроэнергии и производных от них производств, таких как химическое производство, цветная металлургия.

-При вступлении России в ВТО роль государства в регулировании импорта и экспорта снизится?

-Вступление в ВТО позволит модернизировать и осовременить наше таможенное законодательство. Упрощается таможенное декларирование, вводится в цивилизованные рамки контроль таможенных органов за экспортом и, прежде всего, импортом, где до недавнего времени царил беспорядок. Здесь международные организации начинают давить на наши органы таможенного урегулирования и в последнее время принято законодательство и сейчас совершенствуется в правоприменительной практике. Это, с одной стороны, меньше возможностей у государственных таможенных органов совершать какие-то действия, не ограниченные законом. В этом плане, такое ограничение сил государства, несомненно, хорошо. С другой стороны, фиксируются, спустя переходный период, практически все пошлины, и у государства нет свободы манипулировать ими, т.е. в любой момент их повышать или

понижать. Они могут это делать лишь в том случае, если докажут, что импортер занизил цены, в рамках 2−3 принятых законов о борьбе с антидемпингом на товарном рынке. Но и в этом случае повышение пошлины должно быть обосновано и в спорных случаях можно обращаться в суды в рамках ВТО и решать там все торговые споры. То есть, при вступлении в ВТО свобода действия государства ограничивается, и мы попадаем под международную юрисдисдикцию.

При всех плюсах вступления в ВТО, в сегодняшней ситуации, когда, как я уже говорил, велика вероятность мирового экономического кризиса и вытекающих из этого процессов – переориентации импортных потоков из Юго-Восточной Азии при снижении спроса в США, и, учитывая, что в экономике есть 10−летний цикл и в ближайшие 3−4 года будет сложный период для нашей промышленности, мое личное мнение, что от вступления в ВТО необходимо воздержаться еще на 4 года. Раз уж мы в течение 12 лет вступаем, то еще 4 года вполне можно подождать, ничего страшного не произойдет, а к 2012 году мы будем готовы для вступления.

-Но речь идет о ближайшем времени – 3−5 месяцах?

-Последние 3 года говорится о вступление в ВТО в ближайшие 3−5 месяцев, но до сих пор не вступили и, по-моему, это хорошо.