Православные не могут договориться с католиками

На модерации Отложенный

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II готов встретиться с Папой Римским Бенедиктом XVI. Алексий II положительно оценивает инициативы нынешнего понтифика по развитию межцерковного диалога. Говоря о возможной встрече, Патриарх подчеркнул, что «она ни в коем случае не должна превратиться лишь в повод для нескольких фотоснимков или для совместного появления перед телекамерами». По мнению Алексия II, «это должна быть встреча, которая действительно позволила бы укрепить связи двумя церквями».

Впрочем, постоянно возникающие разговоры о возможности и желательности встречи Патриарха Московского и Папы Римского – скорее дань нынешней моде объединения всех со всеми, нежели реальная потребность двух церквей. И православные, и католики считают свою церковь единственно истинной церковью на земле. Никакие богословские собрания этот вопрос не разрешат, как не разрешили его столетия споров, анафем и уний. Так что независимо от того, состоится ли встреча Алексия II и Бенедикта XVI или нет, раскол христианского мира преодолеть не удастся, да и вопрос еще – а нужно ли его преодолевать?

Разделение двух церквей произошло столь давно, что успело уже сформироваться два абсолютно не похожих друг на друга мира – восточнохристианский и западнохристианский. В то время как православные церкви всегда существовали в автономном виде, католическая стремилась объединить христианский мир под началом Папы Римского. Католическая церковь исторически всегда была более политической организацией, нежели православная. Ватикан со времен церковного раскола 1054 года строит Новый Иерусалим на земле во главе с Папой Римским.

Понятно, что для этого ему необходимо получить не только религиозную, но и политическую власть над миром.

Поэтому экуменистические процессы скорее выгодны Ватикану, нежели Московской патриархии. Для РПЦ намного более важным вопросом, если говорить об объединительных процессах, является воссоединение с другими православными церквями мира. Вероятно, стоит задуматься над проведением Вселенского собора для выработки единой позиции православного мира по основным проблемам современности: наступлению секуляризма, усилению ислама и экспансии католицизма.

Теоретически две ветви христианства могли бы объединить силы против продолжающейся секуляризации. Однако, по-видимому, на сегодняшний день так вопрос не ставится. Церкви предпочитают вести борьбу за 10–15% населения, тяготеющих к религии. Остальная часть общества отдана на откуп светским средствам массовой информации, которые формируют мировоззрение современного человека, исходя из своих коммерческих и политических интересов. Однако глава Ватикана не так давно заявил, что католическая церковь – «единственная церковь, желаемая Христом». То есть понтифик ясно дал понять, что дружба дружбой, а свои интересы Ватикан будет соблюдать и дальше. Никаких изменений позиции по поводу миссионерской деятельности в России и расширения географии деятельности греко-католической унии на постсоветском пространстве, что давно беспокоит РПЦ, не предвидится. Так что, скорее всего, встреча глав двух церквей так и не состоится.