Российские зэки получат спутниковые браслеты

Британская компания Dmatek Ltd сообщила вчера о заключении контракта с Министер­ством юстиции РФ на изготовление для российских заключенных электронных браслетов слежения. Браслет (надевается на ногу) посылает сигнал на спутник, после чего перемещение окольцованного зэка отслеживается в режиме реального времени с точностью до нескольких метров. Проект «контролируемая свобода» призван разгрузить переполненные российские тюрьмы.

Официальный представитель Dmatek Идит Мор подтвердила РБК daily, что европейская «дочка» компании Elmo-Tech выиграла проводимый Евросоюзом тендер. Россиянам предложат два решения: систему слежения STaR, использующую для определения место­нахождения человека систему спутникового позиционирования GPS, и систему на базе радиометок. Второе решение по­зволяет контролировать нахождение человека в определенном месте в заданное время. В ком­пании отказались назвать сумму контракта.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), подразделение Минюста РФ, вчера отказалась подтвердить факт заключения контракта с Dmatek. Но руководитель пресс-службы этого ведомст­ва Александр Сидоров пояснил РБК daily, что в июле действительно был проведен тендер на изготовление электронных браслетов. Идея одарить зэков прибором слежения возникла у сотрудников ФСИН еще в 2003 году после поездки в Великобританию. Британским тюремщикам удалось за счет внедрения электронных надзирателей резко сократить количество зэков на отсидке, что вызвало непод­дельный интерес представителей российской пенитенциарной системы. По данным ФСИН, за решеткой сейчас томится порядка 880 тыс. человек и выпустить часть из них «на свободу» видится большим благом. Этот вид наказания получил название «контролируемая свобода».

Зэки получат человече­ские условия ограничения свободы, а бюджет — немалую экономию. Правда, пока за ФСИН платит не российский налогоплательщик, а Евро­союз, выделивший для России грант «Альтернативные меры наказания» в размере 3 млн евро.

Эксперимент пройдет в Рязан­ской области и Пермском крае. Оба региона подходят по техническим параметрам. Рязань, например, находится в зоне действия ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система), разработанной еще в советское время специалистами Минобороны. Эта система, например, определяет координаты подводных лодок и кораблей. А применяемая на Западе система аналогичного действия GPS (Global Positioning System) очень чувствительна к низким температурам. А в Пермском крае — как раз густые леса и дикие морозы.

По мнению главы московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Юрия Николаева, следящее устройство корректно применять только к осужденным за легкие и средней тяжести преступления, предусматривающие лишение свободы не более чем на пять лет. Наши тюремщики не опасаются, что внедрение браслетов повысит статистику побегов. «Сейчас нет массовых побегов, в год не более 20», — говорит Александр Сидоров. Он считает, что для российской пенитенциарной системы не нужна слишком точная си­стема слежения. Например, одна из участвовавших в тендере фирм представила скрытый маячок. Он пользуется спросом у состоятельных людей. Маячок незаметно вшивается в одежду ребенка или супруги, и местоположение любимых домочадцев можно вычислять с точностью до пяти метров. «Хорошая вещь, но нам такая точность не обязательна, мы любого беглеца отыщем и в гораздо большем радиусе — с помощью собак!» — утверждает представитель ФСИН.

Источник: http://www.rbcdaily.ru/2007/08/23/focus/288765

1
1168
0