Для успешной работы в Венесуэле ЛУКОЙЛу нужны гарантии Чавеса

На модерации Отложенный

ЛУКОЙЛ обеспокоен ситуацией, сложившейся в Венесуэле после того, как работу в стране свернули ExxonMobil и Conoco­Phillips. При этом американский партнер российской компании и вовсе потерял на этом рынке 4,5 млрд долл. «Нам нужны гарантии, что расходы не будут расти», — заявил в конце прош­лой недели вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун. Аналитики разделяют опасения: участь западных компаний при изменении внешнеполитического курса президента Уго Чавеса может постигнуть и ЛУКОЙЛ.

Зарубежная «дочка» ЛУКОЙЛа — «ЛУКОЙЛ Оверсиз» — и PDVSA в октябре 2005 года подписали соглашение о проведении исследовательских работ на блоке «Хунин-3». По предварительным данным, в бассейне реки Ориноко залегает 235 млрд барр. тяжелой и сверхтяжелой нефти, при этом разведанные запасы равны 80,5 млрд барр. В течение трех лет ЛУКОЙЛ должен был провести работы по количественной оценке и сертификации за­пасов месторождений на площади 640 кв. км, затем между сторонами должны были состояться переговоры для создания концепции и разработки совместного проекта по освоению блока.

«Мы находимся в стадии ожидания. Запасы огромные. Мы пробурили разведочные скважины. Месторождение, которое мы обнаружили, содержит миллиарды баррелей тяжелой нефти. Нам нужны гарантии, что расходы не будут расти», — процитировал Bloomberg вице-президента ЛУКОЙЛа Леонида Федуна. «Г-н Федун выразил надежду, что условия работы в Венесуэле не изменятся», — пояснили РБК daily в «ЛУКОЙЛ Оверсиз». Пресс-секретарь компании Григорий Волчек уточнил, что все работы идут нормально, «все хорошо». «Офис в Венесуэле работает с 2005 года, вложено более 10 млн долл. (в работу в стране. — РБК daily)», — добавил он.

Изначально предполагалось, что для реализации проектов ЛУКОЙЛ и PDVSA создадут СП с долями 49 и 51% соответственно. Однако в январе 2007 года Уго Чавес подписал декрет о национализации нефтяных месторождений в бассейне реки Ориноко, согласно которому к 1 мая текущего года иностранные компании должны были передать PDVSA долю в размере не менее 60% в проектах по добыче нефти.

Chevron, BP, Total и Statoil согласились на новые условия, а ConocoPhillips и ExxonMobil ушли из Венесуэлы.

Г-н Федун ранее в этом году упоминал, что Венесуэла остается «очень перспективным проектом». «Но местное правительство допускает туда компании на условиях создания консорциума, в котором у властей доля должна быть не меньше 74,9%», — говорил он. Соглашение о создании СП разрабатывается с учетом нового законодательства страны, предусматривающего изменение условий работы компаний на территории государства, заявлял в начале сентября президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. По его словам, переговоры по СП планируется завершить до конца 2007 года. А президент Чавес в конце июля заявлял, что пригласил президента России Владимира Путина посетить Венесуэлу в декабре 2007 года, когда будет подписываться соглашение с ЛУКОЙЛом.

Артем Кончин из ИГ «Атон» говорит, что иностранные компании «неспроста ушли из страны». «Венесуэла пересматривает контракты, поэтому неудивительно, что ЛУКОЙЛ выражает свои опасения», — отмечает аналитик. Сотрудник крупной инвесткомпании на условиях анонимности говорит, что «нет никаких гарантий, что российские инвесторы не будут выгнаны так же, как американские, при смене настроения Уго Чавеса». Напомним, CoconoPhillips лишилась 4,5 млрд долл. из-за сворачивания деятельности вследствие национализации активов компании в Венесуэле. Возмещения компания не получила.

«Но именно ЛУКОЙЛу всегда удавалось находить общий язык в странах со сложными условиями работы», — отмечает г-н Кончин. Отметим, что возможности для этого представятся уже сегодня: в Москве открывается Российско-венесуэльский деловой форум, в котором участвуют вице-президент Венесуэлы Хорхе Родригес Гомес и сопредседатели Совета предпринимателей «Россия — Венесуэла» — вице-президент ЛУКОЙЛа, президент «ЛУКОЙЛ Оверсиз» Андрей Кузяев и президент Федерации промышленников Венесуэлы FedeIndustria Мигель Перес Абад.