Иностранные компании уходят с американских бирж

На модерации Отложенный

В начале сентября сразу две крупные европейские компании объявили о намерении снять акции с листинга на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), прекратив торговлю своими ценными бумагами в США, пишет Эксперт.

Сначала сделала заявление германская фармацевтическая компания Bayer, одна из крупнейших в отрасли. После прекращения регистрации акций в Нью-Йорке Bayer увеличит присутствие на франкфуртской Deutsche Boerse. Как прокомментировал это решение вице-президент компании по финансам Клаус Кюн, "Bayer сохранит высокий уровень прозрачности в своей отчетности и будет и в дальнейшем удовлетворять требованиям международных инвесторов. Снятие с листинга и с регистрации позволит выполнять меньше бюрократических требований и сократит расходы". Так, уход с NYSE позволит Bayer экономить по 20 млн долларов ежегодно.

Спустя всего два дня об аналогичном решении объявила французская компания Publicis Groupe, объединяющая целую сеть пиар— и рекламных агентств по всему миру — Publicis, Leo Burnett, Saatchi & Saatchi, Digitas, Fallon и Starcom MediaVest. Французская компания, также лидер в своей отрасли, планирует прекратить торговлю акциями в Нью-Йорке уже в конце сентября.

В последние месяцы подобные решения из единичных случаев превратились в массовый исход. Так, с июля о своем уходе с Нью-Йоркской биржи объявили: итальянский автомобильный концерн Fiat, шведский Volvo, германские энергетическая компания E.On и химическая BASF, британская British Gas, французские Suez и Lafarge, швейцарская Suisscom, голландские Ahold и Akzo Nobel. Еще раньше об этом объявили British Airways, Danone, Adecco, ICI, TeliaSonera, Lastminute.com и десятки более мелких игроков. Об уходе с американского рынка объявил даже ряд компаний из Китая и Латинской Америки. Все они решили, что присутствие на американском фондовом рынке обходится им слишком дорого и не приносит достаточного эффекта.

"Отток европейских компаний из США начался еще в 2003 году — после того как в июле 2002 года был принят закон Сарбейнса-Оксли (сокращенно — "Сарбокс"), который ужесточал правила финансовой отчетности. Закон был направлен на предотвращение банкротств, аналогичных краху Enron или WorldCom в 2001–2002 годах. Власти требовали от акционерных компаний большей прозрачности и тщательного аудита финансовой отчетности. Эти правила распространялись не только на американские предприятия, но и на любые иностранные ценные бумаги (в виде американских депозитарных акций — ADS или американских депозитарных расписок — ADR), которые торговались на фондовых площадках США, например на биржах NYSE или NASDAQ, что требовало регистрации в Комиссии по биржам и ценным бумагам (SEC).

"Многие иностранные компании в последние годы имели символическое присутствие на американских торговых площадках. В США часто торгуется меньше 3–5 процентов их акций, поэтому американский фондовый рынок сегодня играет даже не второстепенную, а третьестепенную роль. Десять лет назад иметь листинг в США было делом престижа, однако с принятием закона Сарбейнса-Оксли это потребовало дополнительных расходов. Многие компании посчитали расходы неоправданными", — рассказал "Эксперту" Саймон Хейли, экономист консалтинговой компании Capital Economics в Лондоне.

Масштаб издержек особенно ощутим на фоне незначительного объема торговли акциями многих компаний в Нью-Йорке. Так, Fiat, объясняя свое решение уйти с NYSE, сообщил, что в течение последнего года в Нью-Йорке было продано всего 36,5 тыс акций компании, в то время как на миланской Borsa Italiana — 24,1 млн.

Жесткие правила "Сарбокса" потребовали от иностранных компаний значительно более серьезной отчетности. Но эффект от ужесточения правил имел неодинаковые последствия для участников рынка. "Для компаний из развивающихся стран, чьи фондовые рынки менее зарегулированы, чем в США, следование требованиям закона Сарбейнса-Оксли означало более высокие кредитные рейтинги и, следовательно, более высокий спрос на акции, что вело к росту капитализации. Причем как на американском рынке, так и на домашнем. Однако для компаний из Европы и Японии, которые имели кросс-листинг на биржах в США, такой эффект не создавался. Поэтому для предприятий из развитых стран листинг в Нью-Йорке превратился в статью чистых расходов", — рассказал "Эксперту" Кевин Логан, экономист Dresdner Kleinwort в Нью-Йорке.

По этой причине основной поток перебежчиков, отказывающихся от листинга в США, составили компании из Европы или Японии (например, Pioneer или Mitsubishi UFJ Financial), а не из развивающихся стран. Согласно опросу Thomson Financial, лишь 12% компаний из Латинской Америки, имеющих листинг в США, рассматривают возможность уйти из Нью-Йорка — против 56% европейских.