Березовский претендует на половину наследства Патаркацишвили

На модерации Отложенный

Лорд Голдсмит, бывший генеральный прокурор Англии и Уэльса, причастен к истории вокруг предполагаемой тайной операции, в результате которой один из ведущих юристов, борющихся с мафией, сегодня будет предан суду в Белоруссии за закрытыми дверями.

Эммануил Зельцер, однажды выступавший на заседании Конгресса на Капитолийском холме со свидетельством о русской мафии, – одно из главных действующих лиц схватки за 12-миллиардное (в долларах) состояние грузинского олигарха, который был найден мертвым в своем поместье в Суррее. Зельцер был арестован после того, как прилетел в Белоруссию. Ему предъявили обвинения в наличии при себе подложных документов. По данным Amnesty International, под стражей его подвергали пыткам.

При каких обстоятельствах Зельцер оказался в Белоруссии, до сих пор загадка. Юрист прилетел туда на частном самолете, принадлежащем олигарху-изгнаннику Борису Березовскому. Между тем Зельцер и Березовский находятся по разные стороны баррикады в борьбе за состояние покойного грузина – Аркадия Патаркацишвили.

Юридическая фирма, представляющая интересы Березовского, заранее уведомила минские власти, что на лэптопе юриста, возможно, находятся сфабрикованные материалы. Лорд Голдсмит, ныне частнопрактикующий юрист, представляющий в этом деле интересы вдовы Патаркацишвили, послал в Генеральную прокуратуру Белоруссии электронное письмо, где поддержал расследование в отношение Зельцера и вызвался обменяться информацией. Пресс-секретарь лорда Голдсмита уверяет, что после заявлений о дурном обращении с Зельцером лорд призвал обходиться с подследственным как полагается и аннулировал свое предложение содействовать следствию.

Сегодняшнее судебное заседание, которое должно пройти за закрытыми дверями, – очередная неожиданная перипетия в череде событий, толчком к которым стала смерть Патаркацишвили (в феврале он был найден мертвым у себя дома в Лезерхеде). Вскрытие показало, что он страдал тяжелым заболеванием сердца.

Березовский претендует на половину наследства, оцениваемого в 12 млрд долларов, поскольку он и Патаркацишвили были деловыми партнерами, а также близкими друзьями. Вдова покойного, Инна Гуданадзе, тоже стремится получить некую долю. Однако советник Патаркацишвили Джозеф Кей утверждает, что право управлять наследством принадлежит ему. Зельцер, юрист из Нью-Йорка, заявил, что является адвокатом Кея и предоставил лэптоп, на диске которого содержатся отсканированные документы, датированные ноябрем прошлого года. Как утверждается, это и есть завещание, согласно которому Кей назначен душеприказчиком.

3 марта юридическая фирма Cadwalader, в то время представлявшая интересы вдовы (по совпадению, эта же фирма представляет интересы Березовского), направила генеральному прокурору Белоруссии письмо, привлекая его внимание к предполагаемым подделкам. О том, что Зельцер в ближайшее время собирается побывать в Белоруссии, в письме не упоминалось.

12 марта Зельцер и его секретарь сели в Лондоне на самолет Березовского и прилетели в Минск, где их арестовали. 19 марта лорд Голдсмит послал электронное письмо, где говорилось, что отныне интересы вдовы представляет он, а также содержалось приглашение к сотрудничеству.

Зельцера обвиняют в использовании подложных документов и промышленном шпионаже. Ему также предъявлено обвинение в транспортировке наркотиков: дело в том, что он принимает лекарства от артрита и подагры – отпускаемые по рецепту болеутоляющие препараты, содержащие кодеин. Ему грозит семь лет тюремного заключения.



Соединенные Штаты потребовали по соображениям гуманности освободить Зельцера из-под стражи, утверждая, что пребывание за решеткой может нанести его здоровью непоправимый урон или даже повлечь за собой смерть. Друзья Березовского отрицают, что последний имел хоть малейшее отношение к аресту Зельцера.

В Минском городском суде началось рассмотрение уголовного дела американского гражданина Эммануила Зельцера и его секретаря, гражданки России Владлены Функ (Блузковой). Дело связано с именем грузинского олигарха Бадри Патаркацишвили, скончавшегося в Лондоне, адвокатом которого был Зельцер, а также с именем Бориса Березовского, на самолете которого прибыли из Лондона в Минск обвиняемые.

Их задержали 12 марта в аэропорту и тотчас отправили в "американку": так именуется в народе следственный изолятор КГБ Белоруссии. Кроме "американки" в ходе следствия Зельцер побывал и в белорусских "Новинках", где прошел психиатрическую экспертизу.

КГБ, сотрудники которого вели следствие, о подробностях дела пока не распространяются. Как сообщил корреспонденту "Газеты" адвокат Зельцера, белорусский правозащитник Дмитрий Горячко, его подзащитный обвиняется в использовании заведомо ложных официальных документов, в коммерческом шпионаже и в контрабанде наркотиков. По тем же статьям, кроме контрабанды, проходит по делу и Владлена Функ. Процесс начался в минском городском суде в закрытом режиме. По словам адвоката, ни родственники, ни американские дипломаты на заседания суда не допущены. Зельцеру по белорусским законам грозит до семи лет тюремного заключения, Функ - до трех.

Столь широкий набор представленных обвинений, считают эксперты, не случаен: если отпадут одни, останутся другие. Например, если даже обвинения в подделке документов и шпионаже развалятся, более 100 наркотических таблеток, обнаруженных у американского гражданина во время задержания, из дела уже не выкинешь. А это достаточный повод для ареста.

Как утверждает брат подсудимого, Марк, таблетки, содержащие наркотические и психотропные вещества, Эммануил Зельцер принимал в связи с серьезными болезнями. "Соответствующие документы от врачей мы давно направили президенту Белоруссии, генеральному прокурору и председателю КГБ, но это, кажется, никого из них не интересует", - заявил Марк Зельцер.

По его словам, главная причина ареста брата - в наследстве, за которое вступили в борьбу родственники Бадри Патаркацишвили. С одной стороны - двоюродный брат Бадри американский гражданин Джозеф Кей и Эммануил Зельцер, который после смерти Патаркацишвили стал адвокатом Кея, а с другой - вдова и дочери олигарха.

Как утверждает вдова Инна Гудавадзе, двоюродный брат Патаркацишвили и его адвокат незаконно присвоили себе полномочия душеприказчика покойного, используя в этих целях подложные документы, якобы составленные и подписанные в Нью-Йорке.

Кей в свою очередь настаивает на том, что и завещание, и доверенность на управление активами бизнесмена, составленная на его имя, подлинные и что доверенность вместе с завещанием предоставил ему адвокат покойного Эммануил Зельцер.

По словам Кея, в Минск Зельцер и Функ прибыли с подачи Бориса Березовского и на его же личном самолете. Березовский, заинтересованный в наследстве Патаркацишвили не меньше, чем родственники, посоветовал Зельцеру выяснить судьбу активов, якобы принадлежащих покойному олигарху в Белоруссии. О какой собственности идет речь, пока не ясно.