Российский бизнес не боится испортить репутацию из-за коррупции

Российские компании не полностью осознают свои коррупционные риски, мало заботятся о репутации, когда речь заходит о взятке, куда больше опасаясь, например, за невозможность расширить бизнес при поимке на взятке. Такой вывод можно сделать из обнародованного вчера исследования Ernst & Young, посвященного борьбе с коррупцией.

На условиях анонимности были опрошены 1186 руководителей и старших менеджеров финансовых и юридических департаментов компаний в 34 странах. Более 60% респондентов по всему миру назвали проблемы взяточничества и коррупции критичными и очень критичными. При этом данные, полученные от российских респондентов, сильно отличаются от общих данных: так, эффективным антикоррупционное законодательство своей страны считают 85% европейцев и лишь 26% россиян. Хотя, по мнению 54% респондентов из России, за последние пять лет эффективность антикоррупционных законов повысилась.

Все опрашиваемые пришли к выводу, что наиболее болезненно обвинения компании во взяточничестве и коррупции отражается на инвесторах. Но западные компании больше переживают за собственную репутацию и отношения с клиентами, а россияне — за потерю поставщиков. Репутационные риски российскими управленцами воспринимаются намного острее, когда при поимке на взятке бизнесу грозит не общественное порицание, а изоляция от рынков и невозможность расширить бизнес — так ответили 46% россиян и лишь 31% европейцев. Также западные компании больше опасаются штрафных санкций, о чем рассказали 40% опрошенных европейцев против 24% наших соотечественников. Зато 38% россиян боятся, что по обвинению в коррупции их могут посадить в тюрьму, хотя в развитых странах этот показатель не превышает 23%. «В России риск обвинений сотрудника в коррупции более персонифицирован, — говорит старший менеджер компании Ernst & Young, руководитель практики по расследованию мошенничества и содействию в спорных ситуациях в СНГ Иван Рютов.

— На Западе же некорректное поведение сотрудника — это риск прежде всего компании».

Пытаясь бороться с коррупцией, россияне рассчитывают на внутренние службы компании. 64% надеются на внутренний аудит, а 44% — на юридическую проверку сделки против 46 и 12% европейцев соответственно. При этом лишь 46% россиян высоко оценили работу внутренних аудиторов. В Европе же больше внимания уделяется превентивным мерам: 59% компаний, например, полагают улучшить работу с персоналом по вопросам противодействия коррупции. Еще одной проблемой является то, что в России лишь 42% управленцев против 68% в западных странах осознают, какие именно процедуры контроля не сработали во время осуществления коррупционных выплат, говорится в исследовании. В Ernst & Young отмечают, что бороться с коррупцией помогли бы четко прописанные процедуры «рискованных» выплат, к примеру, в благотворительные организации и различные фонды.

Между тем эксперты в своих оценках более категоричны. «Российский бизнес почти весь вовлечен в коррупционные отношения, и основной показатель успешности бизнеса сейчас — получение административного ресурса», — утверждает руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. При этом компании свои коррупционные риски не осознают. Они привыкли работать в определенной «системе координат» и по закону никогда не работали, говорит Кабанов. «Более того, для российских бизнесменов риском как раз будет, если, к примеру, завтра власти победят коррупцию, поскольку это сделает невозможным решение многих задач по развитию бизнеса, — уверен партнер AGA Management Николай Фрейтак. — Ведь низкое качество государственного сервиса и многочисленные пробелы в законодательстве — главные тормоза любого бизнес-проекта и источники коррупции — останутся с нами еще надолго».

Источник: http://rbcdaily.ru/2008/05/15/focus/343152

5
1650
0