Взорвет ли полузащитник московского \"Спартака\" Алексей Ребко российский футбольный рынок?

На модерации Отложенный Завтра в палате Российского футбольного союза по разрешению споров состоится очередное заседание по «делу Ребко», который решил уйти из «Спартака», поскольку недоволен своим положением в команде. Руководство вице-чемпионов России готово продать футболиста за солидные отступные, но его агент не согласен с их размером и настаивает на гораздо меньшей сумме. По регламенту вроде бы у Ребко (на фото) нет никаких шансов выиграть этот процесс. Однако в международном футболе недавно был создан прецедент, когда игрок разорвал контракт в одностороннем порядке, и его поддержал Спортивный арбитражный суд в Лозанне. Чем это грозит отечественному и международному футболу, попытались разобраться «Новые Известия».

В этом году опорному полузащитнику «Спартака», кандидату в национальную сборную России Алексею Ребко исполнится 22 года. Однако большую часть карьеры талантливый спортсмен провел в дубле красно-белых или на скамейке запасных, находясь в числе «подающих надежды». Дебютировав в основном составе еще в 16-летнем возрасте при Олеге Романцеве, парень мечтал о стремительной карьере. Но не сложилось. Тренерская чехарда в «Спартаке» (после Романцева у руля команды побывали Андрей Чернышов, итальянец Невио Скала, латыш Александр Старков, Владимир Федотов и Станислав Черчесов), а также частые травмы мешали игроку раскрыться. А в январе прошлого года его избили хулиганы в московском метро. Полученные повреждения помешали ему провести полноценную подготовку к сезону. Не в последнюю очередь по этой причине Ребко большую часть сезона просидел в глубоком запасе. Но еще летом большой интерес к игроку проявил футбольный клуб «Москва», который, по словам самого Алексея, готов был купить его за 2,5 млн. долларов. Сделка сорвалась. Потому что «Спартак», опять же по словам Алексея, попросил за него 5 млн. евро. Уже в межсезонье Ребко заинтересовался голландский «Твенте», куда его сосватал Гус Хиддинк, главный тренер сборной России. Но и этот вариант отпал. Даже аренда футболиста оказалась для голландцев слишком высокой.

Сейчас Ребко твердо намерен уйти из «Спартака», в котором за шесть лет он провел всего 13 матчей. Клуб «не против». Однако по-прежнему хочет получить за игрока «свои» деньги. Между тем полузащитник и его агент Олег Артемов уверены, что размер отступных не соответствует требованиям руководства красно-белых. Алексей получал зарплату 5 тыс. долларов в месяц. По регламенту РФС при одностороннем расторжении контракта со стороны игрока трансферная стоимость определяется следующим образом: суммируются все деньги, что тот заработал в клубе, и эта цифра умножается на коэффициент, который присваивается футболисту в зависимости от того, куда он уходит – в команду премьер-лиги или низшего дивизиона (три или два).
По данной шкале «Спартак» может заработать на трансфере Ребко всего 450 тыс. долларов. Независимые эксперты считают, что реально эта сумма выше в два раза, но в любом случае это не 5 млн. евро, которые просит от потенциальных покупателей «Спартак».

Первое заседание по «делу Ребко» в палате РФС по разрешению споров состоялось еще в конце января. В понедельник прошло второе. Но решение по разным причинам, в том числе ввиду неявки представителей «Спартака», так и не было принято. Поэтому завтра вопрос будет рассмотрен еще раз. Скорее всего, вердикт окажется в пользу клуба. Дело в том, что у Ребко действует контракт со «Спартаком», который работодатель полностью выполняет. И, если Ребко все же откажется исполнять это соглашение, ему может грозить дисквалификация от четырех до шести месяцев. Как в случае с Дмитрием Сычевым почти шесть лет назад, когда он также хотел разорвать отношения со «Спартаком» в одностороннем порядке. После отбытия дисквалификации Ребко сможет уйти из «Спартака» по той самой цене, что складывается из заработанных в клубе денег и умножается на коэффициент.

Однако на прошлой неделе в Лозанне состоялось заседание Спортивного арбитражного суда по делу шотландского футболиста Энди Уэбстера. Он также в одностороннем порядке разорвал контракт с эдинбургским «Хартсом», руководствуясь пунктом регламента Международной федерации футбола (ФИФА), согласно которому спортсмен может поступить таким образом по истечении так называемого «защищенного» срока действия договора. Для игроков до 28 лет этот порог составляет три года, для тех, кто постарше, – два года. Когда Уэбстер решил перейти в английский «Уиган», за него потребовали компенсацию в 4,6 млн. фунтов стерлингов, в то время, как он и международный профсоюз настаивали на сумме отступных всего в 250 тыс. фунтов. Палата ФИФА по разрешению споров определила компенсацию в размере 625 тыс. фунтов. А спортивный арбитраж в Лозанне и вовсе вынес вердикт, по которому «Хартсу» положено за Уэбстера всего 150 тыс. фунтов (оставшиеся деньги по неотработанному игроком контракту). И это решение может хорошенько тряхнуть футбольный мир. Выходит, что теперь любой футболист, у которого закончился «защищенный» период действия контракта, имеет право разорвать его в одностороннем порядке, и клуб, в котором он выступал, получит мизерную по нынешним меркам компенсацию. Пока даже трудно себе представить, насколько увеличится миграция игроков. Богатым клубам станет намного легче и дешевле переманивать футболистов. Не исключено, что данная ситуация повлечет за собой и рост заработной платы игроков, у которых будет дополнительный рычаг давления на владельцев команд.