Строительство торгового центра у Кремля может привести к трагедии

На модерации Отложенный

Центр Москвы проваливается: дырки в асфальте, трещины на исторических зданиях – картина вполне привычная. Один из последних случаев: буквально в сотне метров от Кремля, на улице Никольской, под землю может уйти Заиконоспасский монастырь XVII века, переживший пожар наполеоновского нашествия, и бомбёжку в годы Великой Отечественной войны. А вот строительство подземного торгового центра наше историческое и культурное наследие может не пережить.

На территории монастыря расположены храм Спаса Нерукотворного Образа, заложенный в 1660 году, здание бывшей Славяно-греко-латинской академии, в которой учился Михаил Ломоносов, а также исторические постройки – Дом причта и Братские кельи. Сейчас более-менее прилично выглядит лишь храм, отреставрированный силами прихода и имеющий статус патриаршего подворья. Но и он, говорят в монастыре, уже накренился на 5-8 градусов. Дом причта и Братские кельи попросту повисли в воздухе из-за подземных пустот. Эти постройки, как и здание академии, со двора выглядят жутковато: забитые окна, обшарпанные фасады, трещины.

Подкоп под историческое наследие России и всего мира (монастырь как-никак находится в охранной зоне Московского Кремля – памятника из списка ЮНЕСКО) идёт с двух сторон: со стороны пешеходного перехода между площадью Революции и Никольской улицей (того, что проходит за вестибюлем станции метро «Площадь Революции») и со стороны собственно площади Революции.

Пешеходный переход уже долгое время числится на реконструкции. В конце 90-х годов этим сложным делом занялась компания «Старград». Староста Патриаршего подворья Геннадий Самойлов показывает результаты этой работы – задние части торговых павильонов, которые из подземного перехода «заползли» уже на территорию монастыря. Но обустройством торговли в самом переходе застройщики решили не ограничиваться и пошли под землю – в сторону линий метро (в этом месте, кстати, важнейший узел расположен – станции «Театральная», «Площадь Революции» и «Охотный Ряд»). Прорыто уже три этажа будущего подземного торгово-развлекательного комплекса, в котором планируется разместить 7 тыс. квадратных метров коммерческих площадей. Говорят, что начато строительство четвёртого этажа.

С другой стороны на подмогу «Старграду» идёт фирма «Долина-ВН» (владеет рестораном «Годуновъ» на площади Революции), которая на бумаге занимается укреплением фасадов Дома причта и Братских келий, а на деле заодно участвует и в торгово-развлекательном подкопе.
Признаки этих работ уже видны на поверхности. Совсем недавно у вентиляционной шахты метро, расположенной во дворе храма Спаса Нерукотворного Образа появился провал в асфальте. То есть под угрозой не только монастырь, но и метрополитен.

Опасения подворья разделяют и столичные власти. Недавно глава Москомнаследия Валерий Шевчук заявил, что материалы проверок законности стройки были переданы в прокуратуру. Он добавил также, что «жёсткое решение» расторгнуть инвестиционный контракт с застройщиками принял мэр Юрий Лужков. Вот только сделать это будет непросто. Несмотря на то что по закону любое новое строительство в охранной зоне Кремля запрещено по определению, «Старград» всё же получил инвестконтракт.

Поручение разорвать соглашение мэрия давала ещё в конце 2006 года. Однако застройщику удалось в судах двух инстанций заставить власти пролонгировать инвестконтракт. В конце прошлого года предписание о приостановке всех подземных работ выдала Объединённая административно-техническая инспекция Москвы (ОАТИ). И 14 февраля на совещании у замглавы столичного стройкомплекса Александра Косована гендиректор «Старграда» Татьяна Птицина заявила, что предписание это выполнено. В монастыре утверждают обратное и постоянно названивают в ОАТИ, в милицию и другие ведомства. Но когда приходят проверки, работы волшебным образом действительно приостанавливаются, а под землю инспекторов, как правило, попросту не пускают. В конце мая контролёрам всё-таки удалось проникнуть туда, и все признаки строительства они обнаружили: свежезалитый бетон, выработанный грунт, малогабаритную землепроходную технику.

Шевчук надеется, что на последующих стадиях судебных разбирательств столичным властям всё же разрешат разорвать инвестконтракт, а прокуратура наконец-то примет меры оперативного реагирования.
Пункты о временном прекращении всех работ в районе Заиконоспасского монастыря, о приостановке соответствующих распорядительных актах столичной мэрии содержатся в проекте постановления правительства Москвы «О разработке Единой концепции реставрации, развития и дальнейшего использования строений и территорий Заиконоспасского и Никольского монастырей на Никольской улице». Что логично: сначала нужно придумать, как разрушающиеся памятники истории и культуры восстановить, а уж потом – как приспособить их к современным рыночным реалиям.

Более того, «Моспроект-2» де-факто уже разработал эту самую концепцию: в храме Спаса Нерукотворного Образа стоит свежий макет реконструкции всего района. На макете всё красиво – контраст с тем, что на самом деле творится сейчас на Никольской улице, просто потрясающий. Вот только проект постановления уже долгое время находится в нескончаемой череде чиновничьих согласований.

История с подкопом под Заиконоспасский монастырь типичная. Строительство в центре Москвы – дело слишком выгодное с коммерческой точки зрения, чтобы инвесторы легко отказались от своих планов. И вместе с тем дело это опасное: подземное пространство испещрено пустотами, а надземное – забито историческими памятниками. Поэтому неудивительно, что практически любая стройка в центре Москвы сопровождается опасениями за соседние здания. Трещины в фасадах исторических построек, появляющиеся в результате земляных работ по соседству, – столь распространённое явление в Москве, что перечисление всех схожих инцидентов займёт не одну и не две страницы. Нередко происходят в столице и провалы грунта – такое новостное сообщение можно услышать чуть ли не каждую неделю.

По мнению главы фонда «Созидание» Людмилы Меликовой, московские памятники оказались беззащитными перед строительной экспансией из-за неразберихи между городскими и федеральными ведомствами. На каждый старинный храм обязательно найдётся пара десятков «нянек», у каждой из них свои функции, зачастую трудноразличимые. Здесь и Россвязьохранкультуры, и Москомнаследие, и Мосархитектура, и ОАТИ, и Росрегистрация, и многие другие. В результате получить полную и достоверную информацию об историческом здании практически нереально. Что случается с дитём, у которого куча нянек, известно всем.

Показательный пример – путаница с правообладателями земельных участков и зданий на территории памятников. Вот, например, Патриаршее подворье храма Спаса Нерукотворного Образа на правах аренды владеет Братскими кельями. Однако на этих же площадях, и тоже на правах аренды, располагается и коммерческая структура. Как делить помещения, совершенно непонятно. Не определены точно границы территории памятника – и безнаказанно ставятся торговые павильоны во дворе монастыря. С точки зрения закона, да и обычной логики, не может быть здания без земли под ним. Поэтому памятник без закреплённой по всем правилам за ним территории – памятник только на бумаге.

«Схожие проблемы есть у большинства столичных церквей, – говорит Людмила Меликова, – и ситуация эта катастрофическая. Все они под угрозой». Глава фонда «Созидание», по её признанию, попросту не успевает принимать всех настоятелей храмов, приходящих к ней на приём с просьбой о помощи. Она предлагает столичным приходам принимать экстренные меры – вплоть до объявления сбора средств на то, чтобы нанять квалифицированного и бесстрашного юриста, который для начала занялся бы «выбиванием» достоверной информации из многочисленных чиновников. Квалифицированного – потому, что без досконального знания каждой закорючки в законах и подзаконных актах правды не добиться. Бесстрашного – потому, что, по словам Меликовой, столкновения с застройщиками центра города иногда заканчиваются трагически.