В России появляются приемные семьи для пожилых людей

Вчера в Новосибирской области открылся слет «Ветерану – тепло и уют». На него собрались те, кто принял пожилых одиноких людей в свои семьи. На правах эксперимента «усыновление» стариков уже второй год идет почти по всей России. Но для массового распространения ноу-хау нужны федеральные законы, придающие членам приемных семей статус социальных работников.

В Искитиме (Новосибирская область) на этой неделе проходит слет семей, взявших на себя заботу об одиноких пенсионерах. Когда говорят о социальной защите стариков, обычно подразумевают их материальное обеспечение, но им не в меньшей степени требуется домашний уют. А откуда ему взяться в домах-интернатах. Сегодня в Новосибирской области обрели приемные семьи свыше 130 пожилых людей. А вообще с идеей такой альтернативы государственным социальным учреждениям первым выступило в 2004 году правительство Пермского края. Вскоре его примеру последовали на Кубани, в Курганской и Тюменской областях, в Татарстане.

Многие одинокие старики с энтузиазмом отнеслись к новшеству. В центр соцзащиты Зеленодольска (Татарстан) стоит очередь из бабушек и дедушек, готовых отправиться в новую семью. «К концу жизни совсем одинокой осталась. Неужели я, старая и больная, кому-то еще нужна?» – говорит 73-летняя Галина Прыткова. Хотя соглашается, что от одиночества устала. «Я и внуков еще могу понянчить», – признает Галина Николаевна.

Увы, найти новые семьи пока удается далеко не всем желающим. В Сургуте, где проект «Приемная семья для пожилого человека» реализует с прошлого года Геронтологический центр, удалось пристроить лишь пятерых пенсионеров. Создаваемый банк данных людей, готовых взять на себя заботу о стариках, не внушает большого оптимизма – желающих единицы. Ведь за эту заботу, как за всякий труд, нужно платить. А поскольку нет соответствующих федеральных законов – нет и средств на такие же пособия и зарплаты, которые гарантируются родителям приемных детей. Скажем, в Пермской области проживание пожилого человека в центре социального обслуживания населения обходится государству в 3,5 тыс. рублей в месяц, а в приемных семьях эта цифра сокращается до 1 тыс. рублей.

Кроме того, к созданию такой семьи обе стороны должны быть подготовлены морально. Сургутские геронтологи внедрили модель «гостевой семьи».
В ней пенсионер может проживать до двух месяцев без оформления каких-либо документов. Если ему в новом доме понравится, можно будет оформить отношения на постоянной основе. Но тут возникают юридические проблемы: ведь в документах должно четко оговариваться, что станет с жилплощадью и имуществом стариков после их смерти. А далеко не все одинокие пенсионеры горят желанием немедленно составить завещание на мало знакомых людей…

В любом случае в приемных семьях должны быть частыми гостями социальные работники и психологи. Последние утверждают, что взять в семью пожилого человека зачастую сложнее, нежели маленького ребенка. «Дело в том, что взрослый человек прекрасно осознает всю необычность ситуации, боится, что не оправдает надежд, что будет обузой для семьи, – пояснила «НИ» психолог Ольга Горина. – Именно поэтому очень важно создать в семье такой климат, при котором обе стороны будут чувствовать себя максимально комфортно».

Есть ли будущее у приемных семей в России? Эксперты считают, что выделение государством денег опекунам – лишь полдела. «И в Европе, и в Америке довольно долгое время семьи с достатком берут под опеку стариков, – рассказал «НИ» заведующий центром социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. – Между прочим, у них, как и у нас, законодательной базы для этого нет. Поэтому нет ни субсидий, ни выплат. Зато есть богатый опыт благотворительности, милосердия – на них все и держится. В наших сегодняшних условиях это превратилось бы в своеобразный бизнес без гарантий, что старики после приема в новую семью останутся сытыми и одетыми. Вместе с законодательной базой могут появиться и корыстные цели. А сейчас люди делают это действительно от чистого сердца».

Это может подтвердить одна из счастливых старушек, обретших новую родню, – 83-летняя беженка из Грузии Мария Пархоменко. В конце прошлого года ее приютила семья Надежды Кельжи, которая живет в Краснодарском крае. Бабушка вынуждена была продать за копейки жилье и переехать на Кубань. Некоторое время ночевала на стульях в поселковом Доме культуры, где ее и увидела Надежда. Сейчас Мария Пархоменко полноправный член семьи Кельжи, в их доме ей выделена отдельная комната. Бабушка говорит, что нашла на старости лет свое счастье.

Источник: http://www.newizv.ru/news/2007-10-17/78169/

2
2094
0