Сколько стоит Россия?

На модерации Отложенный

В среду Госдума в срочном порядке приняла поправки в Гражданский кодекс РФ, разрешив частным юридическим лицам использовать в своих фирменных наименованиях слова «Россия» и «Российская Федерация». Правда, для этого понадобится особое разрешение правительства. Депутаты заверяют, что государство будет отвечать за частный бизнес с громким названием, и не скрывают, что два «волшебных слова» способны на 20% увеличить прибыль компании.

Существующим законодательством установлена монополия государства на такие «раскрученные» бренды, как «Россия» «Российская Федерация», и все производные от этих слов. Над этой проблемой чиновники задумались еще в разгар становления отечественного капитализма. К середине 90-х годов стало ясно, что эти святые для любого патриота нашей страны слова используются коммерсантами при любом удобном случае и исключительно в целях наживы. Тогда в декабре 1996 года на свет появилось постановление правительства РФ, которым самовольное использование этих слов в названиях компаний запрещалось без разрешения президента и самого кабинета министров. В январе этого года в действие вступила четвертая часть Гражданского кодекса РФ, регулирующая авторские права и интеллектуальную собственность. Кодекс оставил право использовать название нашей родины только федеральным государственным унитарным предприятиям и акционерным обществам, более 75% процентов акций которых принадлежат государству. Логика тут понятна – так простой и не очень гражданин может отличить казенное предприятие от частной лавочки. Не прошло и года после вступления этого правила, как обнаружились исключения из него.

Оказывается, кроме государственных организаций, слово «Россия» до 1 января этого года использовали и частные фирмы, где государство не имеет три четверти акций. Эти компании получили это право в рамках постановления правительства от 1996 года и потеряли его с вступлением в силу нового Гражданского кодекса. Согласно закону, такие предприятия должны при очередной перерегистрации убрать святые слова из своих фирменных названий. Вступиться за частный бизнес решил депутат Андрей Назаров, который и подготовил нынешние поправки в кодекс. По его мнению, лишать уважаемые организации такого ценного нематериального актива несправедливо.

«Когда мы столкнулись с действительностью, то появилась необходимость в изменениях четвертой части Гражданского кодекса», – пояснил «НИ» автор поправок.

В качестве примера он приводит Сбербанк России, где участие государства составляет 57,6%, и «Аэрофлот – Российские авиалинии» с 51% участия казны. Депутат уверен, что «эти и другие крупные компании достойны носить громкое имя России».

Предложенные поправки позволяют правительству выдавать разрешения негосударственным компаниям на использование в названиях слов «Россия» и «Российская Федерация». В пояснительной записке говорится, что этот вопрос «является многоаспектным и должен решаться в каждом конкретном случае». Думский комитет по экономической политике и предпринимательству на стадии обсуждения предлагал обозначить критерии принятия таких решений, но вчера депутаты сочли, что в правительстве тоже не глупые люди сидят, и приняли законопроект сразу в двух чтениях и безо всяких критериев. «Критерии сформирует правительство, Вероятно, разрешение будет выдаваться компании, которая представляет интересы РФ», – заверил «НИ» депутат Назаров. В свою очередь, глава профильного думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников сообщил «НИ», что разрешение пользоваться громкими названиями «будет касаться тех фирм, которые имеют вес на рынке, как российском, так и зарубежном».

Между тем бренд – понятие коммерческое и, стало быть, имеет свою стоимость. В 2006 году британские эксперты в рамках исследования GMI Poll оценили «Россию» почти в 700 млрд. долларов. Конечно, с тех пор стоимость нашей родины с учетом цен на нефть росла, хотя нынешний кризис наверняка обвалил ее вместе с фондовым рынком. В сентябре этого года британцы в очередной раз опубликовали «Рейтинг национальных брендов». Россия заняла в нем 31-е место из 50, выделившись своими человеческими ресурсами. Первое место заняла Германия. Далее следуют Франция, Великобритания, Канада, Япония. США оказались на 7-м месте.

Депутаты также не скрывают, что эти два особых слова имеют вполне конкретную стоимость. «Прибыль компании примерно на 20% зависит от ее названия, – сообщил «НИ» г-н Назаров. – Теперь правительство будет нести ответственность за те предприятия, которым доверило носить наименование государства».

Владлен Максимов, Алеся Аверкина