Столичные абитуриенты отчаянно ищут специалистов, способных подготовить их к сдаче ЕГЭ

В январе большинство вузов проводит дни открытых дверей. Школьники присматриваются к будущим местам учебы, а заодно ищут ответ на главный вопрос: на что нужно особенно обратить внимание, чтобы поступить. В этом году для московских абитуриентов эта проблема стоит как никогда остро. Помимо оценок по профильным экзаменам, которые вчерашние школьники будут сдавать в вузах, при поступлении будут в обязательном порядке учитываться и результаты единых госэкзаменов.

Как готовиться к первым, понятно: абитуриенты традиционно записываются на курсы при институтах или нанимают репетиторов, работающих в нужном вузе. А вот с ЕГЭ возникает множество вопросов. Вузовские и школьные преподаватели пока не выработали специальных методик подготовки к ЕГЭ. А специалистов, способных гарантировать выпускнику отличный результат тестов, в стране пока нет. Между тем неудовлетворительная оценка за ЕГЭ может закрыть путь к высшему образованию даже для самого талантливого абитуриента.

Этим летом столичным школьникам придется сдавать единый госэкзамен по двум предметам: русскому языку и математике. «Все вузы при подаче документов должны учитывать результаты ЕГЭ по тому предмету, который есть в списке вступительных экзаменов, – рассказал «НИ» ректор Московского института открытого образования департамента образования Москвы Алексей Семенов. – Остальные профильные выпускные и вступительные экзамены будут сдаваться в традиционном виде».

Решение сделать два основных вступительных экзамена в форме тестирования во многом обоснованно. Поступление школьника больше не зависит от того, на какие подготовительные курсы он будет ходить. Ведь если раньше требования к абитуриентам были разными для того или иного вуза, то с введением ЕГЭ значение имеет только количество набранных баллов. Соответственно абитуриентам нет смысла переплачивать за репетиторов из престижных вузов – тестовые задания везде одинаковые. Кроме того, отпадает необходимость в отдельных репетиторах по русскому и математике для школы и вуза.

Двойной тариф

Однако в число сэкономивших счастливчиков попали только те «середнячки», которым для поступления требуется сдавать оба предмета. Остальным же, особенно ученикам классов с гуманитарным или математическим уклоном, в этом году придется несладко. Школьники от такого расклада просто взвыли. Еще бы: несколько лет усиленной подготовки по одному предмету оказались никому не нужны. «Все мои знания по русскому никто не оценит, – рассказал «НИ» выпускник московской гимназии №1515 Рустам Боровик. – Тестовая форма сдачи, конечно, менее трудоемка, но жесткие рамки, в которые она загоняет ученика, лишает его возможности проявить свой творческий потенциал, особенно в части С. Соответственно это может снизить мои шансы на поступление».

Не меньше хлопот ЕГЭ принес и абитуриентам МГУ, которые были просто огорошены недавним заявлением ректора университета Виктора Садовничего. Он сообщил, что при поступлении в вуз будут учитываться результаты единого государственного экзамена. Их приплюсуют к итогам вступительных испытаний, которые сохранятся в традиционной форме, и конкурс будет идти уже по итоговой оценке. По мнению преподавателей МГУ, этот компромиссный вариант, возможно, убережет вуз от атаки абитуриентов с низким уровнем знаний.

Впрочем, несчастные школьники такому решению совсем не обрадовались. Им срочно пришлось менять планы и зубрить тестовые задания вдвое быстрее. «Я рассчитывала, что в МГУ придется сдавать традиционные экзамены, и спокойно занималась с вузовскими репетиторами, – рассказала «НИ» одиннадцатиклассница столичной школы №1243 Евгения Семенова. – Ведь количество баллов за ЕГЭ для абитуриентов было не принципиальным. А теперь приходится платить дважды – за подготовку и к ЕГЭ, и к вступительным экзаменам».

Учебно-строевая подготовка

Кто может нормально подготовить к ЕГЭ по русскому и математике, чтобы дорога к высшему образованию не оказалась закрытой, – вот вопрос, который больше всего беспокоит школьников сегодня. Чиновники решили, что этим должны заниматься учителя.

В этом учебном году во многих столичных школах «натаскивание на ЕГЭ» стало частью учебной программы. «Причем если еще год назад школа, согласно словам сотрудников Федерального института педагогических измерений, Московского института открытого образования и столичного департамента образования, не должна была готовить учеников к ЕГЭ, то теперь это делается на вполне официальной основе, в рамках факультативных занятий, – рассказал «НИ» учитель русского языка и литературы Сергей Райский. – Более того, методисты ненавязчиво интересуются, как проходит в школах подготовка к ЕГЭ».


Приоритетная задача учителя – помочь выпускникам разобраться в системе тестирования и привыкнуть к формату экзамена. Эксперты добавляют: в ущерб получаемым знаниям и общему уровню подготовки. «Если раньше репетитор давал хоть какие-то знания, потому что проходил вместе с учеником по всему материалу, обсуждал вопросы, которые могут попасться при поступлении, то теперь большинство школьных педагогов учат абитуриентов просто угадывать ответы», – убежден президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.

Беда в том, отмечает г-н Комков, что из-за того, что ЕГЭ введен недавно, далеко не все школы успели выработать эффективные методики подготовки к сдаче предмета в тестовой форме. Тем более что в составе ЕГЭ есть так называемые спорные вопросы, ответы на которые могут колебаться в зависимости от точки зрения педагога, а значит, и выпускника. Между тем компьютерная программа, проверяющая результаты тестов, таких разночтений не учитывает. В ее память заложен всего один ответ. Кроме того, для поступления, например, в гуманитарные вузы требуется очень высокий балл за ЕГЭ по русскому. При массовой классной подготовке такого уровня знаний добиться очень сложно.

Сбились с курсов

Традиционно альтернативной школьной подготовке были репетиторы из вузов и специализированные курсы. Но в данном случае они практически бессильны. Практикующиеся годами способы подготовки, основанные на специфических требованиях вузов, перестали быть актуальны. А методик преподавания, ориентированных на ЕГЭ, пока не появилось. Фактически занятия при выбранном университете превращаются в формальность. «От абитуриента в основном требуются только деньги на то, чтобы оплатить услуги членов приемной комиссии. ЕГЭ значительно облегчает процедуру «зачисления», – рассказал «НИ» Сергей Комков. – Когда в университет приходят тысячи материалов с примерно одинаковыми результатами, принцип отбора не знает никто. Если засветилась знакомая фамилия, то абитуриент ставится в лист ожидания в первую очередь».

Но свято место пусто не бывает. И освободившуюся нишу в сфере подготовки абитуриентов поспешили занять частные курсы. «Мы учитываем специфику ЕГЭ при подготовке абитуриентов: так, например, если раньше им приходилось при поступлении сдавать русский язык в форме диктанта, то теперь школьникам надо хорошо написать мини-сочинение, обязательное для части С, – рассказал «НИ» директор учебного центра «Университет для всех» Владимир Гора. – Примерно та же ситуация с гуманитариями. На курсах мы «дотягиваем» их до тройки, которую они компенсируют хорошо сданными русским и иностранным языками».

Впрочем, качество преподавания «частников» может вызывать большие вопросы. Подготовкой абитуриентов усиленно занялись не только солидные центры. «Натаскивать» на ЕГЭ вызываются даже студенты третьего курса, аргументируя это тем, что они-то уж не понаслышке знают все тонкости «ужасного тестирования». Какими знаниями будет обладать выпускник после таких занятий – лучше не думать.

Полцарства за «пятерку»

Эксперты убеждены: введение обязательных ЕГЭ по русскому языку и математике фактически означает кончину подготовительных курсов при институтах – ведь вступительные экзамены вузов больше не имеют специфики. «Все это очень похоже на перераспределение финансовых потоков, – рассказал «НИ» г-н Комков. – Деньги уйдут к фирмам, которые готовят абитуриентов к ЕГЭ, в карманы чиновников, которые ответственны за выдачу сертификатов или занимаются организационной работой, например, получают задания к ЕГЭ. Кроме того, солидная часть денег достанется мошенникам».

По мнению г-на Комкова, оставшиеся без денег от абитуриентов вузы начнут искать прибыль в другом месте. Например, повышать плату за обучение или сокращать количество бюджетных мест. «Вузы поголовно переходят на платное обучение, потому что из госбюджета они финансируются плохо, – пояснил «НИ» президент Всероссийского фонда образования. – Минобразования ежегодно сокращает количество бюджетных мест: в среднем на 8% в год, по некоторым специальностям на 10%. И если дело так пойдет и дальше, то через десять лет в стране не останется ни одного бюджетника».

Самое неприятное, что у московских школьников просто нет выбора. Ведь если они не поступают в вуз в этом году, в следующем им придется сдавать ЕГЭ еще раз. А это значит, что к тратам этого года неизменно прибавятся новые.

Источник: http://www.newizv.ru/news/2008-01-23/83124/

0
942
0