Поляки и украинцы не готовы к проведению \"Евро-2012\"

На модерации Отложенный Сегодня в Варшаву с рабочим визитом неожиданно прибывает премьер Украины Юлия Тимошенко. Главная тема ее переговоров с поляками: обрастающая скандалами совместная подготовка к чемпионату Европы по футболу в 2012 году. Премьер Тимошенко встретится с коллегой Дональдом Туском, будет принята президентом Лехом Качиньским, поучаствует в заседании межправительственного комитета по делам «Евро-2012».

Весной 2007 года УЕФА приняла решение (его без натяжек можно считать политическим), что хозяевами ближайшего футбольного первенства Старого Света будут Польша и Украина. Но эйфория Варшавы и Киева быстро сменилась неуверенностью организаторов, отчасти вызванной нестабильностью политической ситуации в этих странах.

В Польше, однако, подготовка к чемпионату сдвинулась с мертвой точки после прихода осенью 2007 года к власти правительства 51-летнего Дональда Туска, который сам безмерно любит футбол и до сих пор в него играет. Украина же хотя и была главным лоббистом при выборе хозяев «Евро-2012», но из-за своей нерасторопности и неразрешенных конфликтов вокруг строительства стадиона в столице, оказалась сейчас под огнем острой критики со стороны европейских футбольных начальников.

Пока об отстранении Киева речь не идет: в начале июля делегация УЕФА во главе с ее президентом Мишелем Платини посетила с контрольным визитом Украину, и тогда Юлия Тимошенко обещала «наверстать упущенное». Тем не менее идут упорные слухи, что УЕФА ждет от Польши «аварийного плана» на случай неготовности Украины. Поговаривают даже о проведении обоих полуфиналов и финала на стадионах Польши, тоже пока еще виртуальных. Это принесло новую головную боль польским организаторам, у которых и так хлопот полон рот из-за бедной инфраструктуры и отсутствия (кроме Познани) отвечающих европейским требованиям стадионов. Надо будет не только строить и модернизировать основные стадионы в Варшаве, Познани, Гданьске и Вроцлаве, готовить запасные в Хожуве и Кракове, но и позаботиться о дополнительных -- в Забже и еще одном в столице. Положение Варшавы и Киева, амбиции которых в Европе известны, оптимистическим отнюдь не назовешь.

Сегодняшний визит Тимошенко, связанный с проблемой футбольных полей, накладывается на весьма болезненное в истории польско-украинских отношений поле историческое.
Сейчас в Польше отмечается 65-я годовщина так называемой «волынской резни». По польским оценкам, в результате этнической чистки от рук украинских националистов в 1943 году погибли около ста тысяч поляков. От действий отрядов самообороны и Армии крайовой на Волыни и в Восточной Галиции пострадали и украинцы -- количество жертв с украинской стороны насчитывается до 30 тыс. Этим трагическим событиям была посвящена прошедшая в Варшаве научная конференция «65 лет уничтожения польского населения на восточных окраинах, совершенного украинскими националистами» (см. «Время новостей» от 10 июля). Конференцию финансировала президентская администрация, но сам президент Лех Качиньский отказался от патроната. (Официальными организаторами выступили польский Институт национальной памяти и Всемирный союз солдат Армии крайовой.) Более того, глава государства не пожелал присутствовать на мероприятиях, посвященных событиям на Волыни, что вызвало недовольство участников конференции.

Участников еще одного мероприятия, посвященного той трагедии, возмутил примиренческий тон обращенного к ним письма президента Качиньского, из которого по причине политической корректности выпало даже сочетание «украинские националисты». В Польше заметили также, что посол Украины в Польше Александр Мотсык так и не возложил венок к подножию памятника солдатам Армии крайовой и жертв «волынской резни».

На самой Украине вообще избегали упоминаний о трагических событиях на Волыни и в Восточной Галиции. Лишь организации украинских националистов увидели в проводимых в Польше мероприятиях угрозу совместной польско-украинской подготовке к «Евро-2012».

В Польше сегодня не надеются на то, что прибывающая с визитом Юлия Тимошенко выступит с осуждением деятельности украинских националистов во время второй мировой войны. Как отмечают польские эксперты, «у «оранжевой принцессы» слишком сильна поддержка на Западной Украине, чтобы ее вдруг проигнорировать».