Компании и налоговики соревнуются в искусстве обманывать друг друга при проведении проверок

На модерации Отложенный

Компании используют различные недозволенные приемы в стремлении одержать победу в споре с налоговиками. Чиновники поступают так же. Представление документов не имеющими на это права сотрудниками компании, заведомо неправильные советы инспекторов, блокировка ими счетов по надуманным основаниям — вот неполный арсенал таких приемов.

Невнимательность налоговиков может избавить компании от налоговых санкций. В 2005 г. инспекция ФНС по Дзержинскому району Новосибирска, проверив документы ОАО “Новосибирская специализированная передвижная механизированная колонна “Ремсельбурвод”, пришла к выводу, что компания нарушила законодательство. Однако сама компания заявила, что все необходимые налоги заплатила и официально не давала инспекторам документы, на которые они ссылаются.

16 марта арбитражный суд Новосибирской области удовлетворил жалобу “Ремсельбурвода”, а 31 июля арбитражный суд Западно-Сибирского округа подтвердил это решение. Сами налоговики заявили, что получили документы от неких Бориса Гагина (по данным СПАРК, сейчас он гендиректор компании) и Шалюхина. Но оказалось, что они не имели доверенности на представление ее интересов. А без доверенности это мог делать только гендиректор фирмы — тогда Александр Дерюгин. Представленные им документы подтвердили “отсутствие нарушений, указанных в оспариваемом решении” инспекции, говорится в постановлении кассационной инстанции. Представленные “ненадлежащими лицами документы не могут повлечь налоговых обязательств и налоговой ответственности”, решил суд.

Налоговики вправе использовать лишь документы, полученные от официальных представителей организации, согласен партнер юркомпании Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Налоговики сами виноваты, уверен партнер юркомпании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Денис Щекин: если бы они провели тщательную проверку, то сами обнаружили бы, что документы недействительны. Правда, за это время инспекторы могут потерять право проверки некоторых периодов — проверка может охватить лишь три предыдущих года. Налоговики могли бы потребовать экспертизы для установления времени изготовления документов, говорит партнер Salans Алексей Панич.

Компании используют оплошности чиновников, говорит Костальгин. Иногда на расписках, удостоверяющих получение требований инспекции об уплате налога или о представлении документов, оставляют свои подписи не уполномоченные на это сотрудники. Но если нарушения у компании в действительности есть, то суд может не обратить внимания на несоблюдение формальных процедур, добавляет Костальгин.

Иногда компании представляют исправленные документы сразу в суд, минуя инспекцию, говорит Щекин. Одно время суды перестали рассматривать такие материалы, но Конституционный суд в 2006 г. признал это неправильным — и практика изменилась.

Налоговики не уступают в изобретательности компаниям. Заявляя, что компания незаконно использовала упрощенный режим налогообложения, инспектора иногда требуют представить налоговые декларации за все прошлые периоды и, не получив их, блокируют банковские счета компании, говорит Щекин. Блокировка счета по надуманным основаниям — распространенный способ давления на бизнес, отмечает Костальгин.

В распечатке лицевого счета одной компании была увеличена сумма налога на три нуля, рассказывает он: на исправление опечатки ушло несколько месяцев.

Иногда инспектора шлют требования об уплате налога на адреса, по которым компания не расположена, чтобы увеличить размер пени, или дают неправильные советы, следуя которым компания заведомо недоплатит налог, говорит Костальгин.

Налоговики порой уклоняются от получения документов компаний, говорит Панич. Например, во время проверки инспектор попросил не сдавать документы в канцелярию, а отдать ему — до инспекции они не дошли. Другому налогоплательщику, позвонившему в инспекцию для согласования сроков представления документов, сообщили, что инспектор в отпуске, рассказывает Панич. А вернувшись, инспектор заявил, что срок представления документов пропущен.

Все документы следует передавать налоговикам с описью под расписку, а некоторые компании во время выездной проверки записывают на диктофон разговоры с инспекторами, рассказывает Костальгин.

ХИТРОСТЬ МИНФИНА

Перевозчикам экспорта рано радоваться поправкам, упростившим возмещение НДС. После 2006 г. лишь у железнодорожников осталось 180 дней на сбор документов, подтверждающих право на уплату НДС по ставке 0%. Остальные, как правило, вынуждены делать это до 20-го числа каждого месяца, иначе налог придется платить. Эта проблема возникла из-за нечеткости принятых в 2005 г. поправок в НК, говорит гендиректор “Налоговой помощи” Сергей Шаповалов. В мае 2007 г. был принят пакет других поправок в НК, они уточнили, что у всех перевозчиков экспортных товаров есть 180 дней на сбор документов. Закон вступит в силу с 2008 г., поправки распространяются на 2007 г. Минфин 6 августа разъяснил, что послаблениями можно будет воспользоваться только после 1 января. Сейчас надо заплатить налог, а потом его пересчитать. Минфин не прав, считает Шаповалов.