Зачистка территории Большого Сочи началась

Комитет Государственной Думы по собственности одобрил концепцию законопроекта, радикально меняющего правила изъятия земельных участков в зоне олимпийской застройки Как уже сообщала «Новая»
(№ 73 от 24.09.07), новый закон позволит забирать у граждан землю в упрощенном порядке. Причем собственник теряет право оспаривать решение суда. Законопроект разработан для нужд олимпийского строительства, однако будет иметь силу по всей России. Но вот один из российских парадоксов: закон, которого пока нет, уже применяется на практике, в чем лично убедился наш корреспондент.

Формально это еще Сочи, но фактически — граница с Абхазией. В совхозе «Россия» Адлерского района семья Шаверневых живет с 1982 года. В то время Шаверневы построили на шестерых небольшой двухэтажный домик. Без проекта и разрешительной документации — так тут делают многие. Все эти годы власти особо не реагировали. «Кто оказывался дома, того и штрафовали, — говорит Людмила Шавернева. — Самые умные свои дома «задним числом» оформили».

Однако с началом олимпийского бума обитателям совхозного поселка уже предъявили 35 судебных исков о сносе. «Единственный способ заработка — в сезон сдавать дом отдыхающим, — говорит Александр Шавернев. — Снесут нас, и идти некуда, и жить не за что. Против нас работает государственная машина».

Совхоз расположен в Имеретинской низменности. Здесь уже строится порт, а еще будут два ледовых дворца, олимпийская деревня и дорога. За последний месяц сотка земли в этих местах подорожала вдвое и оценивается в 200—250 тысяч долларов. В одном из местных риелторских агентств пояснили, что самый захудалый дом в Имеретинке стоит сегодня не менее пяти миллионов рублей. Однако, по словам Шаверневых, государство предлагает сочинцам денежные компенсации в 10 раз меньше. Официальную сумму компенсации «Новая» пыталась уточнить в администрации Сочи. Ответа не последовало.

«За самовольное строительство вообще компенсации не положено, — говорит сочинский адвокат и правозащитник Николай Шаховалов. — С юридической точки зрения половину Имеретинской низменности можно снести, не заплатив людям ни копейки. В этом смысле олимпийское строительство сверхрентабельно».

Но одно дело — самострой, и совсем другое — узаконенный объект. В 1999 году жительница Сочи Любовь Волкова построила хозблок с кухней и комнатой — согласно официальному разрешению. В хозблоке жили дети Волковой, которых у нее шестеро. Несмотря на это, по решению судьи Центрального суда Сочи Николая Ващенко дом был снесен. Официальная причина: хозблок вдруг стал мешать проходу к переулку. По странному совпадению, соседом по двору является состоятельный деятель местного ресторанного бизнеса г-н Магарламов. Волкова объявила пикет и 4 дня голодала. «Никто даже внимания не обратил. Посмеялись, да и только», — говорит Любовь Алексеевна.

Рушат целые многоэтажки. Бывшая семиэтажная гостиница на пляже в Хосте располагалась метрах в сорока от берега, пока сюда не пришли люди с отбойными молотками. Но опять неувязка: в 2003 году Государственный архитектурно-строительный надзор выдал владельцу гостиницы — московскому ООО «Бриз-ЛТД» — разрешение на строительство. Затем возведение гостиницы предусмотрел Комитет архитектуры и градостроительства администрации Сочи. Позже Государственная экологическая экспертиза дала положительное заключение. Однако весной суд вдруг признал постройку самовольной…

«Все эти сносы — дешевая показуха, — считает эксперт Общественной палаты Сочи Валерий Сучков. — Суды действуют по принципу: «что позволено Юпитеру, не позволено быку». Глава города построил дом в 50 метрах от моря, но его почему-то не сносят». Сам глава отвечать на соответствующие вопросы «Новой газеты» не стал.

Другой случай. На улице Первомайской, 21, Валерий Рогачев прописан с 1974 года.
В прошлом году владелец здешних одноэтажных домов ЗАО «Сокол» начал массовое выселение жильцов. «Представитель фирмы предложил мне освободить жилье за 20 тысяч долларов, — рассказывает Рогачев. — Я за такие копейки не согласился». Вскоре дом Рогачева загорелся. Пожарные успели потушить. Но стоило хозяину отлучиться, как появился бульдозер, снес домик и уехал — суда не понадобилось. Нового жилья или денежной компенсации Валерию не предоставили. Кроме этого дома, здесь сгорели еще два — не зря улицу Первомайскую местные жители прозвали Пироманской. В отношении жилья Рогачева Госпожнадзор дал заключение о возможном поджоге. Однако правоохранители в возбуждении уголовного дела отказали: мол, дом был старый, а значит, поджигать там было нечего.

«Новой газете» руководство ЗАО «Сокол» пояснило, что на этом участке крупный инвестор будет строить современный жилой комплекс, а домик Рогачева снесли действительно они. «Чтобы эта рухлядь никого не придавила, — пояснил директор «Сокола» Олег Хадиков. — Это наша частная собственность, а Рогачев хотел нажиться. Теперь мы подали в суд, чтобы его выписать».

27 августа у центральной администрации Сочи состоялся митинг против судебного произвола. «Одним судьи позволяют строить всегда и везде, другие годами не могут оформить землю, — возмущался участник акции Григорий Учкуров. — В Сочи нет генерального плана, нет правил застройки и землепользования. Власть отменила все законы и нормы, которые мешают ей торговать земельными участками и пляжами».

Словно подтверждая его слова, в районе горы Малый Ахун вдоль моря протянулся длинный ряд коттеджей. До воды — метров десять, с балконов можно рыбу ловить. По закону никакой хоздеятельности здесь быть не может. В данном случае возможна недобросовестность чиновников, выдающих разрешения на строительство. («Новая» писала об этом многократно.)

Бороться с коррупцией вознамерился губернатор Кубани Александр Ткачев. На заседании краевого Координационного совета он уволил сразу 30 чиновников — за нарушения в сфере земельных отношений. Правда, список уволенных обнародован не был. Судя по кулуарным разговорам, чиновники были мелкого и среднего масштаба. Масштабы же незаконного распоряжения кубанской землей можно представить на основе сообщений местной прессы: в прокуратуре Краснодарского края находятся 400 уголовных дел, связанных с земельными отношениями. Чтобы выяснить ряд деталей, «Новая» отправила ведомству официальный запрос. Прокуратура пока не ответила.

И, наконец, самый любопытный эпизод. В Имеретинской долине, в районе совхоза «Восход», на улице Голубая, 1/1, находится загадочное сооружение. Невысокий забор с камерами слежения и оранжевыми мигалками огораживает территорию не менее пяти гектаров. За оградой видна роща пицундских сосен, которые не растут нигде в мире, кроме Сочи. А вдали сквозь сосновые ветви проглядывает шикарный двухэтажный особняк с синей черепичной крышей.

Находится этот чудо-участок метрах в двухстах от моря. В русле нынешней губернаторской и прокурорской политики самое время подавать в суд и сносить. Да вот незадача: у местных жителей это место почему-то называется «домиком Дерипаски». Людей с отбойными молотками здесь не ждали и не ждут.

Под текст

Комитет Госдумы по собственности признал, что порядок изъятия земель в Сочи для строительства олимпийских объектов нарушает права собственников по всей России, но тем не менее поддержал концепцию законопроекта и рекомендовал его к принятию в первом чтении с учетом ряда поправок.

Как отметил член комитета Максим Рохмистров, уже сейчас сочинские власти сносят вполне легальные постройки, но возмещают владельцу копейки. «Если так и дальше пойдет, то вместо Олимпиады мы получим второй Кавказ», — сказал депутат.

Источник: http://www.novayagazeta.ru/data/2007/77/23.html

0
2018
0