За хаос в московском метро никто не хочет отвечать

На модерации Отложенный

Московский метрополитен переживает не самые лучшие времена. Разнообразные аварии и чрезвычайные происшествия случаются регулярно. Во вторник утром на станции метро «Волжская» нетрезвый мужчина неожиданно для окружающих спустился на рельсы и лег поспать в желоб между ними. Из-за пьяницы движение на Люблинской линии на некоторое время было остановлено. Унять дебошира удалось достаточно быстро, но «пробки» под землей все равно образовались. В перегруженном московском метрополитене малейший сбой может привести к настоящему коллапсу. А уж когда из строя в часы пик выходит половина ветки, как это было на прошлой неделе с Серпуховско-Тимирязевской линией – подземка превращается в сущий ад.

Впрочем, и без коллапсов поездка в перегруженном столичном метро – нечто за гранью добра и зла. Утром, днем и вечером в вагонах давка. В часы пик – ужасная давка. Условия поездок антисанитарные – тяжелый запах, катающиеся под ногами пивные бутылки, зловонные лужи. Когда в прошлую пятницу между «Кропоткинской» и «Библиотекой имени Ленина» было зафиксировано задымление, людей спешно эвакуировали. Но, по совести, дышать под землей часто нечем и без дыма, попавшего в вентиляционную шахту с улицы. Любимая ветка дурно пахнущих московских бомжей – Кольцевая. Здесь можно разлечься на сиденье, задремать и кататься по кругу. Выгоняют лиц без определенного места жительства сотрудники метро лишь изредка. А на смену бомжам, когда становится посвободнее, в вагоны вкатываются на инвалидных колясках одетые в камуфляж инвалиды. Все, как один, утверждают, что воевали в Чечне или Афгане и просят помочь материально.

Корреспондент РБК daily на перегоне между «Киевской» и «Парком Культуры» как-то поинтересовался у одного, по его собственному утверждению, ветерана контртеррористической операции, регулярно промышляющего на Кольцевой, есть ли у него документы, подтверждающие участие в боевых действиях. Ответом была лишь нецензурная брань. Между тем на груди у мнимого ветерана «красовался» «Орден Отечественной войны» II степени. Советский орден, полученный за участие в Чеченской компании, – это, конечно, кощунство чистой воды. Но многие пассажиры этого не замечали и одаривали мошенника рублем. Более того, он вполне комфортно чувствовал себя в объективах видеокамер, которыми оборудованы поезда на Кольцевой.

Камеры – это вообще отдельная тема. По идее они должны являться действенной профилактической мерой в борьбе с подземным криминалом. Но это только по идее. На деле же они малоэффективны. Лучшее доказательство такого положения вещей – огромное количество драк, которое происходит в метро. Участников побоищ камеры зачастую нисколько не смущают. А милиция оперативно вмешивается далеко не всегда. Особенно если есть вероятность из стража порядка невольно переквалифицироваться в потерпевшего.

В переходах между станциями обитают попрошайки и полулегальные торговцы всяким китайским ширпотребом и контрафактными дипломами о высшем образовании. В переходе между кольцевой и радиальной «Октябрьскими» можно встретить представителей всех вышеперечисленных категорий «детей подземелья». Особенно трогательно выглядят сменяющие друг друга молодые люди и девушки с плакатиками – «умирает дочь», «сыну необходимо лечение». Стоит заметить, что стоят они всегда строго на одном и том же месте – чтобы не попадать в зону камеры слежения. И продолжается это не один месяц. В то, что никто из сотрудников станции или метрополитеновской милиции не в курсе происходящего, не верится. О причинах всеобщего бездействия остается лишь догадываться.

Когда под землей что-то случается, и информация об этом попадает в СМИ – главное грамотно перевести стрелки. Взять хоть пьяного с «Волжской», который лег соснуть на пути. Ведь кто-то пустил его на станцию, несмотря на то что в правилах пользования метрополитеном записано: находиться в состоянии алкогольного опьянения на территории запрещается. Но ответственности за эту «недоработку» никто не понесет. Как и за попадающих в подземку без всяких проблем бомжей.

Отдельная проблема – тысячи «зайцев», ежедневно проскакивающих через турникеты практически на всех станциях метрополитена. Платить за их «перевозку» де-факто приходится тем пассажирам, которые честно оплачивают свой проезд по постоянно растущим тарифам (тарифы увеличиваются оттого, что метрополитену якобы не хватает денег). При этом с «зайцами» воюют в основном «бабушки», которые следят за проходом через турникеты. Бравая метромилиция не утруждает себя столь мелкими делами, о ней сообщают в СМИ по другим поводам, как это было с «расстрелом» пассажира-таджика, которому «шутки ради» выстрелили из пистолета в рот, или историей об изнасилованиях на станции метро «Тверская».

По идее у каждого турникета постоянно должен дежурить как минимум один «метромилиционер».

Но на кону не только наши деньги, но и наши жизни. 25 июня на перегоне между станциями «Владыкино» и «Отрадное» в результате повреждения рельса – раскрошилось примерно 1,5 метров – с путей сошло несколько вагонов. От гибели пассажиров спас вовремя остановивший состав машинист. Некоторое количество москвичей все-таки обратилось за медицинской помощью. Казалось бы, сейчас уж точно последуют оргвыводы, способные встряхнуть всю систему метрополитена и заставить ее работать эффективно. Но нет. Зато стрелочника нашли быстро. Им предварительно назначено предприятие, изготовившее злосчастный рельс. По утверждению администрации метро, данный участок путей проверялся дефектоскопами накануне, и проверка ничего не выявила. Но даже если экспертизой будет установлено, что причина аварии – заводской брак, то любопытно было бы узнать, почему так неэффективна оказалась профилактика. Варианта два – или она не дает полной гарантии, или ее проводят спустя рукава. И в том, и в другом случае можно констатировать – все те миллионы людей, которые ежедневно спускаются под землю, чрезвычайно рискуют. А администрация метрополитена молчит об этом и получает награды от высшего руководства страны.

В марте текущего года орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени был награжден начальник метрополитена Дмитрий Гаев. Награждение состоялось спустя пару месяцев после помпезного открытия новых станций – «Строгино» и «Сретенский бульвар». Метрополитен в это время громко рапортовал о том, что строить новые ветки теперь будут с такой же скоростью, как до развала СССР. Ведь в кои-то веки нет проблем с финансами. А в итоге тот же «Сретенский бульвар» не доделан до сих пор. Другую новую станцию – «Славянский бульвар» – согласно планам, неоднократно заявленным на пресс-конференциях г-на Гаева, должны были открыть еще в мае. Но откроется она в лучшем случае в августе. Задерживается открытие после ремонта и станции «Электрозаводская». Похоже, что и дальше ситуация с вводом новых объектов и реконструкцией будет развиваться по принципу домино – задержка будет следовать за задержкой.

Вскоре на очередной пресс-конференции были озвучены очередные оправдания. Нет, метрополитен никогда ни в чем не виноват – на этот раз подвел завод, который делает эскалаторы. Он один на всю страну и у него слишком много заказов. Выходит, что все слова про «советские темпы строительства» были пустым сотрясением воздуха. Между тем квалифицированный управленец никогда не будет брать на себя обязательства, в возможности исполнить которые по тем или иным причинам у него есть хоть малейшие сомнения. Не будет, если он, блефуя таким образом, не хочет что-то получить лично для себя.

Тому, кто принимает решения о награждениях ответственных работников метро, наверное стоит лично взглянуть на то, что творится под землей. Приехать в утренний час пик к станции «Выхино», оставить служебную машину и охрану и попытаться пройти на платформу. Если получится протиснуться – доехать до «Таганской», перейти на кольцо, прокатиться хотя бы несколько остановок в одном вагоне с ароматными бомжами. По пути стоит внимательно изучить несанкционированную рекламу над дверями – он узнает много интересного о том, как за скромную плату получить регистрацию, медкнижку и разрешение на работу. Потом можно выйти, в переходе с кольца натолкнуться на очередного «дедушку с рахитом и плоскостопием», который будет жалобно смотреть на него и тянуть грязную руку. Если это будет станция «Проспект Мира», то, подкинув дедушке мелочи и выбравшись-таки на свет Божий, можно сразу же нанести визит в здание, где работает метрополитеновская администрация. И сразу же раздать всем причитающиеся награды. После такой экскурсии, возможно, в метро что-то изменится.

Конечно, проблемы транспортной инфраструктуры Москвы необходимо решать в комплексе. Город нуждается в глобальном разуплотнении и существенной коррекции вектора развития. Но если на отдельно взятых участках ответственные за бардак люди будут лишь разводить руками, пенять на общегородскую ситуацию и переводить стрелки на смежников – любая инициатива сверху окажется бесполезной тратой сил и средств.