Общественно-политический хаос в Калмыкии почти превратился в коллапс

На модерации Отложенный

Специалистами по умственным расстройствам давно замечено: некоторым субъектам ни в коем случае нельзя доверять власть над людьми. Поскольку она, власть, сильно влияет на те отделы головного мозга, что отвечают за адекватность. Привести примеры? Да пожалуйста! Что называется, далеко и ходить не надо.

Вот был как-то такой случай: один градоначальник даже не города, а поселка городского типа, почувствовал себя вдруг самым важным человеком во всей округе и даже обзавелся личной охраной покруче губернаторской. С чего вдруг? А шут его знает: то ли пенсионеров, записанных к нему на прием, опасался, то ли от предпринимателей, обложенных поборами с ног до головы, хоронился, сказать трудно, но телохранители за этим градоначальником строем ходили, и даже спальню окружали неприступным кольцом. Оплачивалось спокойствие товарища, не выдержавшего испытание властью, конечно, казенными деньгами, за что ему в итоге в местах не столь отдаленных обеспечили самую надежную охрану, включая вышки по углам и колючую проволоку по периметру.

Другой крупный чиновник уже краевого уровня решил вернуть из-за рубежа на родину произведения искусств. Святое дело! Тут и бюджетных денег не жалко, чтобы полотна русских художников вырвать из цепких рук иностранных коллекционеров. А к тому чиновнику тоже претензия имелась: напрасно он загородную виллу, построенную, видимо, на деньги, «нажитые непосильным трудом», записал на свое имя. Очевидно, подобное без согласования с верхами не приветствуется, о чем потерявшему рассудок высокопоставленному любителю изобразительного искусства предстоит поразмышлять на зоне, где ему будет не до подобных увлечений.

Но самый смешной случай произошел недавно в одном из районов стабильно развивающейся области, что в центре России. Тамошний мэр, как здесь называли главу районной администрации, аккурат в канун прошлогодних выборов в Госдуму, почувствовал в организме усталость и срочно ушел во внеочередной отпуск, никого не предупредив. Ему забывчивость, учитывая почтенный возраст и прежние заслуги, даже простили поначалу. Не стали придираться и к тому, что в отпуск он отправился на специально зафрахтованном самолете чартерным рейсом. Все расходы, как вы понимаете, легли на местный бюджет, к этому все давно привыкли. И за незапланированные траты с удельного князька, скорее всего, и не спросили бы. Ну, в худшем случае, заставили бы вернуть в казну истраченные деньги.

Нет, совсем не эта затратная история взволновала вышестоящее начальство! Тут дело совершенно в другом: поехал мэр, чтоб вы знали, в Сибирь. На охоту. Была у него такая страсть, или, проще говоря – увлечение. Ружье, лицензия на отстрел дичи – все законно, вопросов нет. Так и завалил бы он, к примеру, кабанчика или сохатого – слова бы никто не сказал, еще и позавидовали бы. А он, умственно усталый от своих полномочий и возможностей, на медведя покусился.

И что вы думаете? В самый канун ответственных выборов в ГД завалил-таки хозяина тайги, не без помощи местных егерей. Охотника потом прямо спрашивали: ты чего, совсем оборзел? У тебя, говорят, где голова была, когда ты на священное животное руку поднял? В общем, проводили на пенсию того районного мэра. Прокуратура сейчас выясняет, какие у него еще были увлечения, и во что они обходились районному бюджету.

Вот что такое власть, вот как она порой действует на умственные способности ответственных безответственных товарищей. Каков каламбурчик, можете смеяться! Не факт, что такие склонности у них появились с рождения. Им, подобным субъектам, если отбойный молоток дать, кирку или лопату – будут нормальные люди, ударники производства, без каких-либо отклонений. Да они огонь и воду пройдут без единой царапинки! А вот медные трубы не каждому по плечу. И это как раз и страшно, даже порой опасно, если учесть государственное значение занимаемых ими постов.

Чаще всего аналогичные казусы происходят, когда во власть попадают люди, изначально склонные, мягко говоря, к необузданным фантазиям. Вот живой пример. Всем известно, что в России по части буйного воображения с главой Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым никто сравниться не может. Сам он человек в этом плане совершенно уникальный. Уникально и то, что, будучи человеком гротескового ума и фантазии, он до сих пор, вот уже 15 лет, руководит полноценным субъектом РФ.

О фантазиях Илюмжинова ходят легенды. По всякому, скажем, можно относиться к мэру столицы Юрию Лужкову. Но невозможно и на секунду представить, что он в прямом эфире ТВЦ заявил бы о том, что его вчера забрали к себе инопланетяне, перенесли на космический корабль, а потом отпустили, дав ряд ценных указаний насчет того, как руководить столицей! Говорят, что про градоначальника одного мегаполиса еще Березовский в запале как-то сказал: «врун, болтун и хохотун», однако согласитесь: ни в какое сравнение с Илюмжиновым Лужков и близко не идет. Ибо если сравнить обещания обоих, столичный градоначальник просто сама честность, сдержанность и ответственность.

Об обещании Илюмжинова сделать Калмыкию вторым Кувейтом говорили и писали многие журналисты. Но не это главное. Ведь всякий раз перед выборами кандидаты на высокие посты много чего обещают народу, тут Илюмжинов на заре своей политической карьеры ничего нового не придумал по части технологии завоевания доверия избирателей. Да, обещал второй Кувейт, каждому избирателю сулил по сотне долларов лично в руки, только бы они избрали его своим президентом, что в сознании большинства жителей Калмыкии было и остается ханским званием. Выбрали, вручили сообща такие полномочия, какие и не снились никому из глав областей и краев.

Потом лет десять жители республики терпеливо ожидали райской жизни, официально обещанной Илюмжиновым. Хорошо, пусть она будет не сильно райская, пусть даже и не Кувейт, все равно эту забугорную страну мало кто видел. Но где же по сто баксов каждому?! Вопрос. Надо сказать, что в Калмыкии и сегодня это очень большие деньги, ибо большинство живет далеко за чертой бедности. Где обещанное благополучие?
Впрочем, ответ у Илюмжинова давно готов. Кирсан Николаевич на голубом глазу отвечает: извините, граждане, но я уже все отдал, вы просто не заметили! Народ в недоумении: где, когда, уточните суммы? Некоторые растерянно озираются по сторонам и выворачивают пустые карманы – может, и впрямь, чего-то не заметили, может, доллары просто вылетели из дырявых карманов? Глава республики спокоен и уверен в своей правоте: не там ищете – мы же за 15 лет получили из федерального центра не один миллиард дотаций, верно? «Верно, - отвечают люди, - только где они?»

Илюмжинов и в прежние времена не очень разбирал недовольное ворчание подданных, а тут, напрочь оглушенный медной властной трубой, он и сам себя порой не слышит совсем. Потому и говорит совершенно искренне: если федеральные дотации поделить на всех, получится не по сто, а по тысяче долларов, а то и более – на душу населения. Вопросы есть? Тогда закройте дверь, а то оттуда дует.

Но вот что интересно: Илюмжинов, что почти очевидно, и сам верит в то, что говорит. Причем посещение корабля инопланетян, или 69-я жизнь, которую он якобы нынче проживает из 107 отпущенных ему, все это мелочи. Есть и другие, с виду вполне невинные слабости. И это бы ничего, как говорится, чем бы дитя не тешилось, лишь бы дотаций на это меньше просило. Очевидцы клянутся, что своими глазами видели, как Кирсан Илюмжинов с самим Буддой многочасовые переговоры вел.

Не всякий нормальный человек, согласитесь, готов спокойно отнестись к таким особенностям ума главы региона. Потому многие инвесторы, так и не объяв необъятного, потихоньку паковали чемоданы и ретировались из Калмыкии. Кто станет рисковать крупными сумами, вкладывая их в экономику региона, во главе которого находится человек, имеющий прямые контакты с самим Буддой? Возможно, в Калмыкии кто-то все еще верит, что Будда иногда шлет Илюмжинову СМС-послания, а в особо ответственных случаях является в президентский кабинет лично, чтобы просветить «хана Кирсана» и наставить его на путь истинный. Возможно. Жаль только, что федеральному центру про это ничего не известно. Хотя оппоненты убеждены: фантастические мегапроекты, размахом и дерзостью которых Кирсан Илюмжинов затмил и Манилова, и барона Мюнхгаузена, проистекают из чего угодно, но только не из здравого смысла.

Как вам проект строительства российского Байконура на территории Калмыкии? И пусть космонавтика сколько угодно на точные науки опирается, но ошибки на старте и плюс-минус четыреста верст промашки при возвращении не считаются в ней большой трагедией. Ведь выбор в свое время пал на казахские степи потому, что там до ближайшего жилья так далеко, что население не подвергается особому риску. Поэтому представить невозможно, что может произойти, если ракета, взлетевшая с калмыцкого космодрома, упадет, случись какая неполадка, на Ростов или Волгоград!

Тем не менее, Илюмжинов долго носился с этой идеей, и никак не хотел учитывать того, что ракета, взлетая с калмыцкого космодрома, обломки отработанных ступеней разбрасывает в соседнем регионе. Несколько миллиардов рублей на подготовительные работы просил в федеральном центре глава Калмыкии, обещая к концу текущего квартала освоить весь бюджет до копеечки. К счастью денег ему на эту ересь не дали. А то бы он «освоил», тут и сомнений никаких. Как это было с «шерстяными» миллиардами, и с «дорожными» сотнями миллионов, можно сказать, навечно закопанными в степи.

Концов не найти и тем средствам, что ежегодно отпускаются на «улучшение водоснабжения» республики. Трудно даже сосчитать, сколько денег выделила сердобольная Москва, чтобы жителей многострадальной Калмыкии хоть немного обогатить благами цивилизации. Но и по сей день большинство селян пользуется привозной водой, и что самое печальное – конца и края не видать такому прозябанию. О нормальном качестве жизни в нынешних условиях даже и говорить неловко.

В свое время немало шума наделала и другая трансконтинентальная задумка Кирсана Илюмжинова. Может, кто еще помнит его идею – «транспортный коридор Север-Юг». Человечеством с незапамятных времен решалась важнейшая задача: как быстрее и удобнее из Китая и юго-восточной Азии добираться до Европы. Америку бы ни за что не открыли, если бы Колумб в поисках кратчайшего пути в Индию не сбился с курса. Что ж, на ошибках учатся. И Илюмжинов предлагает проложить новый «шелковый путь», связывающий Китай, Южную Корею и другие страны Южной Азии с Европой. Как? А очень просто: через Калмыкию. Элементарно: поездом едем до Ирана, оттуда через Каспий на паромах прямиком до калмыцкой Лагани, а там уж до Норвегии и прочей Скандинавии рукой подать.

Одно мешает – нет в Лагани порта, чтобы принимать паромы. Не беда – построим! Пусть на всю Калмыкию всего одна узкоколейка, по которой лет 12 назад пыхтел неспешно тепловоз, тянувший за собой два прицепных вагона до Ставрополя. Местный люд все время забывал о еле плетущемся поезде, один чабан умудрился даже под него попасть, заглядевшись на невиданное чудо. А что касается Лагани, небольшого городка на берегу Каспия, где планировалось принимать железнодорожные паромы, там не то, что рельсов, там асфальтовая дорога не так давно появилась. «Ничего, - сказал Илюмжинов, - какие трудности – построим! Вы нам только денег дайте, мы их мигом»…

К счастью, и в этом случае у Москвы хватило ума и выдержки, чтобы не клюнуть на «заманчивое предложение». Все поняли, что никаких миллиардов не хватит, поскольку Илюмжинов со своей командой мог бесследно «освоить» гораздо больше и в абсолютно твердой валюте, поскольку проект трансконтинентальный.

Вот почему всем без исключения россиянам стоит отдельно порадоваться тому, что Илюмжинову не удалось запудрить Москве мозги предложением дать ему много-много денег, чтобы создать в Калмыкии «мясной пояс России». Когда нынешний и бессменный (пока еще) глава РК только пришел к власти, на степных угодьях Калмыкии паслись и нагуливали вес более 3 миллионов овец. Сегодня их здесь не наберется и 400 тысяч. Это официальные цифры. А некоторые специалисты уверяют, будто добрая половина поголовья, представленная в отчетах, существует лишь на бумаге. Проверить данные очень трудно – вот уж радость для тех, кто дурит голову контролирующим федеральным органам, да и для самого Илюмжинова, утверждающего эту фикцию президентской подписью.

«Где же ваши овцы?» - спрашивают контролеры, желая убедиться в том, что большие деньги, отпущенные центром на развитие «традиционного пастбищного животноводства» не разворованы, и даже не вылетели в трубу. А им отвечают: вот же они, в степи гуляют – идите, посчитайте сами! А сами тихо напевают любимую местными руководящими товарищами песню: «степь да степь кругом, путь далек лежит»… По сообщениям местной прессы, осветившей однажды деятельность Кирсана Илюмжинова в области животноводства, сотни и сотни миллионов рублей в результате этой деятельности пропало без вести. Потому в Калмыкии не в ходу поговорка про паршивую овцу, с которой, если нужда прижмет, можно клок шерсти состричь.

Когда не прошла затея с «мясным поясом» (или, если точнее, хану Кирсану не обломилось отхватить из федерального бюджета халявные транши), Илюмжинов выступил с новой инициативой: переселить в Калмыкию 100 тысяч калмыков из Синьцзян -Уйгурского автономного района Китая. Проект века, можно сказать! Воссоединение семей, возвращение на историческую родину, воссоздание нации и так далее – илюмжиновская пропаганда взахлеб пиарила гуманитарную составляющую очередной фантазии неугомонного президента. Не подумайте, никто не возражает против воссоединения семей и собирания народов. Но вы только представьте себе: в Калмыкии сегодня массовая безработица, местное население не просто уезжает куда-нибудь, чтобы заработать денег и вернуться к родному очагу, а бежит, сломя голову, из республики, ибо здесь нет не только работы, нет и надежд на лучшую жизнь. И в это время президент РК предлагает переселить из Китая тысячи человек, которых надо трудоустроить, обеспечить жильем, выдать им хоть какое денежное пособие на обустройство. Из каких средств? Как это - из каких? Конечно, из федеральных! А кто станет средства, отпущенные на гуманитарный проект, распределять? Спросили тоже: разумеется, Кирсан Николаевич Илюмжинов…

Вот и судите сами: есть ли в России аналоги, может ли кто из глав российских регионов сравниться с Илюмжиновым по части буйства фантазии и такого неприкрытого цинизма, что просто диву даешься – и как ему все с рук сходит? Другому и за меньшие грехи давно бы уж голову открутили. Или хоть по рукам надавали бы в назидательных целях.

Да, в копеечку обошелся федеральному центру несменяемый, незаменимый, непотопляемый глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Фантастика! Умопомрачительная мистификация – ни в сказке сказать, ни пером описать! Пятнадцать лет сплошного вранья, несусветных фантазий, немыслимых проектов – с одной единственной целью: любыми способами выбить, вытащить, вытянуть из Москвы деньги, взять под контроль финансовые потоки, направляемые федеральным центром на то, чтобы народу лучше жилось.

Только вот парадокс – положение дел в республике с каждым годом илюмжиновского правления все хуже и хуже. Отсюда и вопрос: сколько же еще Москва будет терпеть, безучастно взирая на то, как в одном из европейских регионов России нагло, цинично, самым, что ни на есть хамским образом у народа отнимают последнее – веру в справедливую власть.

К сожалению, в определенных кругах бытует мнение, будто Кирсан Илюмжинов – ходячий залог общественно-политической стабильности не только в Калмыкии, но и на всем Северном Кавказе. Вот, мол, цена вопроса, а потому не стоит мелочиться, ибо целостность государства куда дороже…

Что же в таком случае получается? Мы все платим Илюмжинову за то, чтобы он не разрушил ненароком стабильность в прикаспийском регионе нашей общей страны? А если президенту РК покажется, что мы слишком мало платим, если он выкатит такую цену, что даже стабфонда не хватит рассчитаться с «ханом Кирсаном» за мир и покой на вверенной ему территории? И что же будет, если центр с ним, допустим, в цене не сойдется? Новый очаг сепаратизма? Новая песня о главном – о выходе из состава России?

Нет, на словах Кирсан Илюмжинов выступает противником идеи регионального сепаратизма, но ведь именно ему принадлежала идея создания откровенно националистического движения «Родной край», которое он активно поддерживал, пока не перессорился с чересчур алчными лидерами этой организации. Но до сих пор тема реабилитации, возвращения «российских долгов за выселение калмыков в Сибирь», а также присоединения к республике двух районов Астраханской области – одна из самых популярных в идеологическом обеспечении правящего в Калмыкии режима.

В Элисте возле памятника жертвам сталинских репрессий ежегодно проходят ритуальные мероприятия. Но посвящены они не столько скорби по невинным жертвам, а скорее тому, чтобы в очередной раз, пользуясь случаем, выдвинуть жесткие претензии федеральному центру. Президент РК неизменно присутствует на подобных мероприятиях, и в его речах всякий раз звучит одно и тоже: «Это Москва виновата во всем, а потому в нынешних бедах следует винить не руководство Калмыкии, а всю Россию».

Сегодня общественно-политическое положение в Калмыкии близко к хаосу, который плавно переходит во всеобщий коллапс. От некогда прославленной стабильности не осталось и следа. Против главы РК объединились те, кто еще вчера друг друга терпеть не мог из политических либо меркантильных соображений. Бывшие оппоненты встали в одну шеренгу, и вся шеренга двинулась к «Белому дому». Так в Элисте называют республиканский Дом Правительства, где на пятом этаже расположен кабинет главы Калмыкии.

На площади напротив раньше стоял памятник Ленину. Собственно, памятник тут ни при чем. Прежде он стоял спиной к Белому дому и смотрел в необозримые дали. А Илюмжинов велел повернуть памятник на 180 градусов. Чтобы почаще в глаза Ильичу смотреть. И стал прямо на окна калмыцкого хана Ленин перстом указывать. Народные массы Калмыкии будто ждали этого сигнала, двинулись штурмом брать Дом правительства. Это медный Ильич им путь указал: «верной дорогой идете, товарищи!». После трехдневного митинга хан Кирсан и вовсе велел памятник с площади убрать. Сказано-сделано. Убрали. И было это в 2005 году. А сейчас на дворе 2008-й. И вся страна перешла на летнее время. А Калмыкия? С ней-то что будет?