Всемирный банк и ООН создают оружие давления на неугодных политических лидеров

На модерации Отложенный

Всемирный банк объявил войну коррупции. Совместно с ООН он разрабатывает механизм возврата в страны средств, похищенных их лидерами. Накануне во время презентации инициативы «Возвращение украденных активов» был представлен список самых злостных коррупционеров. В первую десятку вошли бывший глава Индонезии Мухаммед Сухарто, разбазаривший, по разным оценкам специалистов ООН, почти за 30 лет своего правления 15–35 млрд долл., филиппинец Фердинанд Маркос, по оценке специалистов, похитивший до 10 млрд долл., бывший югославский лидер Слободан Милошевич, которому эксперты Всемирного банка приписывают 1 млрд долл. украденных активов. Среди лидеров-коррупционеров оказался и бывший премьер-министр соседней Украины Павел Лазаренко, который, по оценочным данным, за два года своего премьерства похитил около 200 млн долл., что составило до 0,4% валового внутреннего продукта Украины.

Какими именно способами Всемирный банк будет бороться с коррупционерами, пока неизвестно. Эксперты вообще весьма скептически относятся к возможности честной борьбы. «Когда в мире коррупция и власть срослись настолько, что коррупция является сутью власти, борьба будет сводиться к минимуму. Каждый будет преследовать свои цели», – сказал РБК daily заместитель председателя комитета по безопасности Госдумы Виктор Илюхин.

Какие же цели может преследовать Всемирный банк? На первый взгляд, он просто исполняет предписания декларации «Рост и ответственность в мировой экономике», принятой на саммите G8 в Хайлигендамме. Согласно документу, восьмерка намерена содействовать возвращению незаконно полученных активов и усилиям Всемирного банка, других международных финансовых учреждений в сфере борьбы с коррупцией. Однако эксперты считают, что все не так однозначно. «Это пиар чистой воды», – уверен директор по развитию и проектному планированию НИИ социальных систем МГУ имени М. В.

Ломоносова Дмитрий Бадовский. По его словам, «Всемирному банку необходимо обновить свой имидж после череды скандалов, поэтому он и вышел с такой инициативой».

Кроме того, по мнению экспертов, списки коррупционеров, которые предлагает Всемирный банк, очень относительны. «Коррупция – это преступление, которое очень сложно раскрыть. Дела, связанные с коррупцией, всплывают, только если это очень большой скандал. Если диктатор, приходя к власти, додумался уничтожить прессу в своей стране, то о коррупции никто и не узнает», – отметил в беседе с РБК daily научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. В связи с этим, по его мнению, все, что удастся сделать Всемирному банку, – это вести списки громких коррупционных скандалов. При этом понятно что эти данные не будут отражать действительное положение дел, добавил эксперт.

Нельзя забывать, что Всемирный банк является очень влиятельной организацией. Именно он распределяет денежные средства между странами. «Эти списки можно использовать как механизм распределения средств, а значит, и как механизм давления на лидеров», – считает руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Действительно, получается, что ООН и Всемирный банк создали новое орудие политического давления. «Взять хотя бы Назарбаева. Вот поведет он газопровод в обход России – и все будет в порядке, а если все же через нашу страну, то будет назван коррупционером. Чем не орудие давления?» – соглашается Делягин.

Сегодня борьба с коррупцией ведется во всем мире. Однако примеры эффективной работы в этом направлении привести сложно. Возможно, это происходит из-за коррумпированности самих органов борьбы...