Главной проблемой российских дорог становятся чиновники, откровенно игнорирующие правила движения

На модерации Отложенный Что ни день, то приходят сообщения об очередном дорожно-транспортном происшествии с участием высокопоставленного чиновника. Причем картина всегда одна – кортеж на огромной скорости несется по встречной полосе, создавая аварийную ситуацию и подвергая огромному, часто смертельному риску жизни людей.

Почему после массового и публичного снятия маячков с крыш автомобилей госчиновников, после ужесточения штрафов за выезд на встречную полосу на наших дорогах не стало меньше VIP-нарушителей? Почему российские автоинспекторы боятся их останавливать? Как западные страны приучили чиновников соблюдать правила дорожного движения? На эти вопросы попытались ответить «НИ».

В развитых странах высокопоставленный чиновник или представитель органов правопорядка – это образец поведения, в том числе на дороге. В России сложилась другая традиция. «Как ни странно, самые злостные нарушители – это милиция, прокуратура, ФСБ – те, у кого есть «отпугивающее» удостоверение, – говорит «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – А кто еще способен на глазах у автоинспекторов вылететь на «встречку» на личной машине, да еще и пьяный?».

Сами чиновники во всем винят пробки. Так, например, председатель комитета по законодательству Госдумы Павел Крашенинников сообщил «НИ», что многочасовые заторы и его порой заставляют нарушать ПДД: «На прошлых выборах мне пришлось выехать на встречную полосу, и другая машина въехала мне прямо «в лоб». Между тем, далеко не всегда VIP-кортежи нарушают правила из-за пробок: скажем, водитель трагически погибшего губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова нарушил правила на относительно свободной трассе. Что характерно, пострадавший в этой аварии водитель Олег Щербинский вынужден был более года доказывать свою невиновность и лишь благодаря массовым протестам этого добился. Как правило, водители «с корочками» признаются либо невиновными, либо и вовсе пострадавшими.

Так, директор подмосковного дома отдыха «Воскресенское» Юрий Спицин, оказавшись пострадавшим, едва тут же не стал обвиняемым: «Я ехал вечером с работы домой по узкой улочке, когда на меня с встречной полосы вывернул джип и протаранил мою машину, – рассказал «НИ» Юрий. – Из джипа вывалился совершенно невменяемый водитель, от которого сильно разило алкоголем. Он был, видимо, настолько пьян, что даже не заметил удара. Этот тип сразу же начал орать о том, что я разбил его машину, хотя все было совсем наоборот». По словам Юрия Спицина, пьяный мужчина на джипе оказался лейтенантом МВД Алексеем Шкарниковым. «Это выяснилось тогда, когда приехали его родственники, которые сначала уговаривали меня мирно решить все на месте, а потом, когда подоспели автоинспекторы, родственники вдруг достали свои милицейские корочки. Они пытались заставить их поверить в то, что это я виноват в ДТП». Потом в адрес Юрия начались звонки с угрозами. «От меня требовали, чтобы я отказался от претензий, иначе они подадут на меня в суд! Пообещали, что скажут о том, будто бы я избил лейтенанта, – возмущенно говорит Юрий Спицин. – Причем даже сказали, что найдут свидетелей. Сейчас я собираю все документы, чтобы подать на лейтенанта в суд».

В милиции уверены, что беспокоиться гражданам не о чем: «Проблема выезда VIP-персон на встречную полосу и связанные с этим ДТП в большей степени характерны для Подмосковья, – заявил «НИ» заместитель начальника Управления ГИБДД Москвы Владимир Томчак. – В столице эта проблема практически сошла на нет: везде, на всех основных магистралях, установлены отбойники, которые четко разделяют полосы. Так что никакие кортежи при всем желании не могут выехать на «встречку». На всех новых, строящихся или ремонтируемых магистралях, как, например, на Ленинградке, эти отбойники устанавливаются сразу. За последнее время мне не известен ни один случай ДТП из-за выезда чиновника на встречную полосу. Кроме всего прочего, недавно были ужесточены штрафы за выезд на «встречку». Сейчас за это предусмотрено лишение права управления транспортным средством».

Опрошенные «НИ» в случайном порядке десять московских таксистов подтверждают: после повышения штрафов кортежей на встречной полосе стало чуть поменьше, но все же они никуда не исчезли и летают на немыслимых скоростях. При этом в столице развита такая услуга, как платные милицейские кортежи, – после отмены мигалок именно ими теперь прикрываются чиновники и депутаты.
При этом сотрудники ГИБДД ссылаются на то, что они имеют право выезжать на встречную полосу, хотя согласно ПДД делать это они могут, лишь «выполняя неотложное служебное задание» и «убедившись, что им уступают дорогу».

«Самое интересное состоит в том, что зачастую ни «скорая» помощь, ни пожарные, которым при исполнении своих обязанностей разрешено выходить на «встречку», этого не делают, – рассказал «НИ» директор Института верховенства права Станислав Маркелов. – Зато любят нарушать закон чиновники, которые по своим негласным привилегиям решили, что им позволено все. А водители им в этом еще и потворствуют, пропускают. Хотя попробуй их не пропусти, попросту раздавят».

Ситуацию на дорогах могли бы исправить автоинспекторы, но и им смертельно не хочется связываться с VIP-нарушителями. Это может сказаться на карьере и даже лишить их работы. Об этом «НИ» в открытую заявил председатель профсоюза сотрудников милиции г. Москвы Михаил Пашкин: «С нашими чиновниками очень опасно сталкиваться, и зачастую им все спускается с рук, – рассказал Михаил Пашкин. – Не так давно на члена нашего профсоюза была устроена настоящая травля за то, что он остановил работника прокуратуры». По словам Михаила Пашкина, после этого «необдуманного» со стороны автоинспектора поступка, через час данный сотрудник вместе со своими начальниками оказался в Управлении ГИБДД Москвы. Там уже находился нарушитель с прокурорскими корочками, который потребовал от инспектора заявление об увольнении. В противном случае грозил возбудить на него уголовное дело. «Автоинспектор отказался уволиться, – продолжает Михаил Пашкин. – Тогда в подразделении начались проверки. Дошло до того, что в оружейной комнате проводившие проверку чиновники «вдруг» обнаружили на фотографии главы МВД Нургалиева подрисованные усы и занесли это в книгу проверок. По этому вопросу было инициировано серьезное разбирательство. Начальству дали понять, что проверки не прекратятся, пока сотрудник не будет уволен. В результате с нашей помощью инспектора перевели в другое отделение».

Не помогают и попытки сменить законодательство. «Я уже дважды предлагал оставить спецсигналы только за машинами оперативных служб, но все безрезультатно, – посетовал в интервью «НИ» председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Но наши чиновники всегда были против лишения их привилегий. Когда было решено снять с машин спецномера, чиновники готовы были зубами землю грызть, только бы не отдавать своей привилегии. Естественно, за спецсигналы они тоже будут биться до конца».

Между тем в западных странах с проблемой распоясавшихся водителей с корочками справиться удалось. Так, например, в Великобритании дорожные полицейские не имеют права перекрывать дорогу для проезда чиновников, зато могут останавливать и арестовывать любого водителя. В США на дорожных полицейских переложены функции обычных полицейских. Они могут ловить преступников самостоятельно, применять оружие и досматривать автомобили, если им что-то покажется подозрительным. Впрочем, все действия полицейских контролируются – в их машинах установлены камеры. Во Франции и в Перу нашли другой способ повлиять на ситуацию – там автоинспекторами работают в основном женщины. Считается, что они серьезнее относятся к соблюдению ПДД, и высокий чин для них не преграда выписать штраф. Чтобы нарушители не могли откупиться, в ряде стран введены ограничения на наличие денег у полицейских. А в Германии и в других странах Европы вообще ограничены контакты между полицейскими и водителями. За нарушителями следят видеокамеры. На основании их записей водителям по почте отправляются штрафные квитанции.

Контраст между западными странами и Россией так велик, что иногда приводит к удивительным казусам. Так, в Москве по этой причине во время официального визита потерялся президент Франции Жак Ширак. «В 2005 году на 60-летие Победы было открытие памятника Шарлю де Голлю, – рассказал «НИ» один из столичных автоинспекторов. – Для кортежей Владимира Путина и Жака Ширака, направлявшихся на это событие, перекрыли практически все центральные улицы, в том числе и проспект Мира, на котором дежурил я. Свита российского президента пролетела на высокой скорости. А кортеж французского главы правительства мы потеряли. Долго нам пришлось его искать. Оказалось, французские водители ехали по дорогам Москвы, соблюдая ПДД».