Путинские псевдовыборы: Что стоит за фиктивными парламентскими выборами, которые состоятся в эти выходные?

На модерации Отложенный

Марии, учительнице из города Твери недалеко от Москвы, было стыдно, когда она говорила своим 15-летним ученикам, что они должны пойти на митинг в поддержку президента Владимира Путина накануне парламентских выборов, которые состоятся в эти выходные. Распоряжение поступило из местной администрации, состоящей из членов прокремлевской партии 'Единая Россия'. 'Мне бы не пришлось расстаться с жизнью или даже с работой, если бы я не выполнила распоряжение. Но я чувствовала, что не могу отказаться, поскольку я не свободный человек. Десять лет назад я бы назвала вам свое настоящее имя', - вздыхает она. Ее ученикам раздали флажки, но звук был настроен так плохо, что они не слышали речей. Лишь по телевидению они узнали о том, что приняли участие во 'всплеске патриотических чувств'.

Тверь была выбрана потому, что оттуда родом предки Путина, но подобные 'добровольные' демонстрации были устроены по всей России. В одном из тверских кинотеатров прошел совет пропутинских групп. Кто за Путина - тот за 'Единую Россию', постановили они. Или, если посмотреть на дело с другой стороны, кто против 'Единой России', тот против Путина. Когда президент решил возглавить партийный список 'Единой России', ее рейтинг взлетел с 50 до 63 процентов.

Однако Путин даже не состоит в 'Единой России'. Партия - не более, чем орудие. Если судить по агитационным материалам на улицах российских городов, большинство населения проголосует 2 декабря за своего президента, хотя он и не участвует в выборах. Да и выборами это назвать нельзя. Здесь нет политической конкуренции и справедливых правил. Речь идет о подтверждении того, что власть в России принадлежит Владимиру Путину, под руководством которого страна вкушает плоды нефтяного изобилия.

Участие в выборах смогут принять лишь кандидаты, одобренные Кремлем. Помимо 'Единой России', которая может получить до 70 процентов голосов, к ним относятся беззубая Коммунистическая партия (которая может рассчитывать на 12%) и клоунская радикально правая Либерально-демократическая партия России, созданная в конце 1980-х годов при помощи КГБ (в ее списке значится Андрей Луговой, бывший офицер КГБ, обвиняемый в отравлении своего бывшего коллеги Александра Литвиненко в прошлом году в Лондоне).

Результаты были зафиксированы несколько месяцев назад, когда Кремль изменил правила. Чтобы не допустить в парламент оппозицию, Кремль поднял порог прохождения в Думу до 7 процентов и запретил малым партиям формировать коалиции для соответствия этому условию. Было отменено правило минимальной явки, равно как вариант 'против всех'. Были ликвидированы региональные партии и выборы по одномандатным округам, позволявшие пройти в парламент независимым депутатам. Лидеры оппозиции подверглись преследованиям или арестам, а источники их финансирования были перекрыты. Весь телеэфир был отдан 'Единой России', а оппозиция нещадно поливалась грязью. Эта пропаганда оказалась настолько эффективной, что, несмотря на отказ 'Единой России' от участия в теледебатах, 8 процентов телезрителей считают, что они видели, как она на них победила. Оппозиционному 'Союзу правых сил' не разрешили выпустить в эфир ролик, предостерегающий страну перед возвратом в советское прошлое.

Почему люди, привыкшие к советским выборам, когда у них был только один кандидат, нашли махинации Кремля столь привлекательными? Одна из причин заключается в том, что экономический рост в России, вызванный приватизациями 1990-х годов и поддерживаемый нефтяным бумом, привел к повышению жизненного уровня и создал новое ощущение стабильности. Это, а также контроль над телевидением, сделало Путина действительно популярным. Даже тверская учительница говорит, что жить стало лучше.

Ощущение стабильности связано, в основном, с надеждами на то, что кризисы девяностых не вернутся. Судя по опросам общественного мнения, половина населения не ожидает от этих выборов ничего; большинство считает, что выборы служат лишь власть имущим. Большинство избирателей уверено, что выборы будут в любом случае фальсифицированы. Лишь 5 процентов россиян готовы протестовать. 'От нас ничего не зависит', - говорит одна женщина. Однако голосовать она будет за Путина - за кого же еще? Даже те, кто когда-то поддерживал СПС, останутся дома: какой смысл идти на выборы, когда они обречены на поражение? Хуже того, около 35 процентов россиян предпочитают советскую политическую систему.

Две трети россиян считают концентрацию власти в руках Путина положительным явлением. Большинство хотело бы, чтобы он остался на третий срок. Сила Кремля в том, что никто не оказывает ему сопротивления, говорит Лев Гудков, глава независимого социологического Центра Левады. Действительно, единственной опасностью для Кремля могла бы стать до неприличия низкая явка избирателей.

Чтобы не допустить этого, Путин недавно выступил на одном из московских стадионов с зажигательной речью, показанной по всем телеканалам. Стоя на освещенном неоном подиуме в черной водолазке, окруженный тысячами молодых путинистов с флагами в руках, президент заявил, что России угрожают злокозненные иностранцы и воры-либералы. 'Те, кто противостоит нам, не хотят осуществления нашего плана. Потому что у них совсем другие задачи и другие виды на Россию. Им нужно слабое, больное государство. Им нужно дезорганизованное и дезориентированное общество, разделенное общество - чтобы за его спиной обделывать свои делишки, чтобы получать коврижки за наш с вами счет, - заявил он. - И, к сожалению, находятся еще внутри страны те, кто "шакалит" у иностранных посольств'.

Идея ясна. Враги России - это либералы, которые в 1990-е годы разграбляли ее богатство, сокращали расходы на оборону и вели людей к бедности. Теперь они выступают в роли кандидатов и спонсоров оппозиции. Спецслужбы и милиция восприняли слова Путина как руководство к действию. Когда оппозиция устроила митинги в Москве и Санкт-Петербурге в рамках движения 'Другая Россия', которому было отказано в регистрации на выборах, многие, в том числе, журналисты, подверглись избиениям и арестам. Эти сцены, показанные мировыми телеканалами, не попали на российское телевидение. Россияне не услышали речей оппозиционеров; им не сказали ни того, что кандидатов незаконно задержала милиция, ни того, что лидеру 'Другой России' Гарри Каспарову не разрешили встретиться с адвокатом, и он был осужден по фиктивному обвинению.

Российское телевидение практически проигнорировало и антиправительственные демонстрации возмущенных жителей Ингушетии, граничащей с Чечней республики, где недавно в ходе перестрелки между российскими спецназовцами и местными боевиками был убит шестилетний мальчик. Три журналиста и правозащитник, приехавшие для освещения протестов, были похищены из гостиницы и избиты. Вместо этого телезрителям показали фонтаны в Чечне и вежливых московских милиционеров, помогающих старушкам и детям.

Парадокс в том, что Кремль наверняка бы победил на грядущих выборах, даже если бы они были честными и справедливыми. Его грубая тактика свидетельствует о нервозности, какая бывает при смене власти в любой авторитарной системе. В Кремле явно идет борьба за власть - о чем говорят аресты высокопоставленных чиновников из различных лагерей. Путину нужно сохранить власть после того, как в марте будущего года истечет срок его полномочий, но в то же время сохранить легитимность. Это непростая задача.

Вот почему парламентские выборы превратились в церемонию выражения доверия президенту. Кремль рассчитывает на 70-75 процентов голосов при явке 60%, что подкрепит его претензии на продолжение руководства страной. Раз Путин не может остаться президентом из-за того, что конституция запрещает ему выдвигаться на третий срок подряд, ему нужно забрать власть с собой, куда бы он ни пошел. Его пресс-секретарь Дмитрий Песков непреклонен: с марта будущего года Путин перестанет быть президентом. Но каждого его слова будут ждать с затаенным дыханием, каждое его письменное заявление будет востребовано газетами. Угодливый преемник, назначенный Путиным и избранный большинством, скажем, в 51 процент голосов, не сможет конкурировать с 'легитимностью' Путина, - говорит Песков.

Некоторые кремлевские инсайдеры полагают, что Путин мог бы возглавить могущественный Совет Безопасности, функции которого могли бы быть в связи с этим расширены. Также звучит мнение о том, что он мог бы стать премьер-министром с дополнительными полномочиями прежде, чем вернуться в Кремль, чтобы заменить президента, который весьма кстати заболеет. Единственная проблема системы Путина связана с тем, что, даже ненадолго выпустив бразды правления, он и его соратники могут уже не вернуться на вершины власти. И именно поэтому Россия, несмотря на предсказуемость своих выборов, производит впечатление страны, движущейся к кризису.