Государство отдаст управление своей собственностью на аутсорсинг?

На модерации Отложенный Первый вице-премьер Игорь Шувалов проведет в пятницу конференцию, посвященную роли независимых директоров. Там состоится закрытый показ новой корпоративной моды. В верхах все популярнее идея привлечения в советы директоров госкомпаний независимых от государства членов, выдвинутая Эльвирой Набиуллиной. Профильные ведомства, к примеру, уже предложили полностью обновить совет директоров ОАО "Российские железные дороги", на 100% принадлежащего государству. В совет могут войти сразу шесть независимых директоров. Государство будут представлять лишь вице-премьер Александр Жуков, глава РЖД Владимир Якунин и президент госбанка ВТБ Андрей Костин. Цель привлечения негосударственных директоров ясна: если задачи обычной приватизации не совпадают с госинтересами, то повысить эффективность госпредпринимательства можно средствами приватизации бархатной.

Тем не менее в России понятие "независимый директор" во многом искажено. По международному определению, независимые директора не зависят ни от одной из групп акционеров. Однако в России, тем более в госкомпаниях, независимость любых директоров в значительной мере - эвфемизм. Все они либо опосредованно представляют интересы государства, работая в других госкомпаниях, либо скрытно представляют интересы миноритарных акционеров, а иногда даже себя лично. Например, в "Газпроме" официально два независимых директора: бывший министр финансов Борис Федоров и глава предправления E.ON Ruhrgas AG Буркхард Бергманн. Однако, по различным оценкам, первый контролирует от 2 до 6% акций газовой монополии, являясь крупнейшим миноритарием, а второй работает в совете директоров уже почти 10 лет и считается протеже "Газпрома".

В "Транснефти" независимых директоров нет вовсе, но их, если верить помощнику президента Аркадию Дворковичу, ждут. В "Роснефти" - номинально три независимых директора. Это все тот же Андрей Костин, вице-президент РАН Александр Некипелов и предправления банка Barclays Capital Ханс Йорг Рудлофф, который также является акционером "Роснефти".

Возможно, из всех госкомпаний особняком стоит РАО "ЕЭС России", ликвидированное 30 июня этого года. В последние 10 лет там были реально независимые директора: это и гендиректор компании "Киуру" Сеппо Ремес, и директор инвесткомпании Halcyon advisors Дэвид Херн, и член Наблюдательного совета НОМОС-банка Илья Южанов. 

Теория независимости

В Ассоциации независимых директоров (АНД) считают, что идеальный независимый директор должен иметь опыт работы на посту главы крупной компании, понимать специфику отрасли и обладать безупречной деловой репутацией.  

По словам исполнительного директора АНД Александра Филатова, независимый директор может владеть небольшим пакетом акций компании (это будет стимулировать его к более эффективной работе), однако на его счету должно быть менее 2%, в противном случае он сможет стать представителем интересов миноритариев.

Представление о независимости независимых директоров в России и за рубежом отличается. По требованиям британского Combined Code, независимым в совете должно быть большинство директоров. В российской практике их пока четверть, но не менее трех директоров. В основном госкомпании ограничиваются минимумом, что видно даже на примере РАО "ЕЭС России".

Активнее всех о необходимости увеличения независимых директоров в госкомпаниях говорили президент РСПП Александр Шохин и управляющий директор ГК "Тройка Диалог" Андрей Шаронов. Их услышали. Теперь они выдвинуты в состав совета директоров РЖД в качестве независимых членов.

Как выбирать директора

Может ли член совета директоров госкомпании быть полностью независимым? В начале 2007 года научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин рассказал корреспонденту "Газеты", что его кандидатуру на пост независимого директора "Газпрома" внесла группа акционеров. Ясин не прошел. Но факт остается фактом - приглашать на роль независимого директора может лишь акционер компании.

Андрей Шаронов, который в бытность замглавы МЭРТа представлял государство в РЖД, РАО "ЕЭС России" и "Транснефти", считает, что это нормально: принимать решение о выборе независимого директора должен сам акционер, в случае с РЖД - это государство. Тем не менее в этом случае возникает этическая проблема: выбранные государством люди будут лояльны государству. "Здесь есть опасности, которые могут дискредитировать идею. Если компания прогибается под интересы, понятые государством, то она не развивается", - считает исполнительный директор Ассоциации независимых директоров Александр Филатов.

По его словам, независимый директор должен действовать в интересах самой компании, а не отдельных акционеров. Филатов считает, что лучшая международная практика - это когда в совете директоров создается комитет по назначению, который в течение года выбирает, какие члены нужны совету. Затем эти кандидатуры согласовываются с акционерами.

По мнению Шаронова, акционер должен выбирать, может, и не независимых, но, главное, квалифицированных представителей своих интересов.

"Это должна быть комбинация людей, которые должны представлять как абстрактную экономику (ученые и эксперты), так и конкретную (людей из различных сфер отрасли). В данном случае прелесть состоит в том, что все взгляды могут быть представлены", - сообщил корреспонденту "Газеты" Шаронов. 

Тренд независимости

По мнению Шаронова, тенденция появления независимых директоров обязательно перекинется и на другие госкомпании. "Я думаю, это вопрос времени. В первую очередь это коснется крупных компаний - "голубых фишек", - считает Шаронов.

Тем не менее вице-премьер Игорь Сечин в среду призвал быть осторожнее при выводе госчиновников из советов директоров госкомпаний вообще и "Роснефти" в особенности. "Институт независимых директоров у нас в стадии становления. Если мы увидим яркие кандидатуры для "Роснефти", мы сразу же пригласим их в совет директоров, но в этом году это маловероятно", - заявил Сечин. Какое решение примет правительство, покажет время - кандидатуры членов советов директоров компаний подаются в начале года.

Где найти независимого директора?

Владимир Южаков / руководитель проекта "Административная реформа" Центра стратегических разработок, доктор философских наук:

- Думаю, что речь не идет о каком-то человеке семи пядей во лбу. А потому здесь могут быть использованы любые менеджеры достаточно высокого уровня и квалификации, которых на рынке услуг, по-моему, довольно много. При этом задачи у независимого директора простые: он должен голосовать в соответствии с тем поручением, которое ему дается от правительства или его представителя, являющегося владельцем пакета акций. А потому, в частности, нет особой нужды платить за это очень большие деньги. Правда, все это означает, что данный человек не должен претендовать на то, чтобы выражать какую-то собственную позицию. Он просто должен знать ситуацию и должен ее обрисовывать, чтобы могло быть принято правильное решение.

Леонид Гозман / зампред федерального политсовета СПС:

- Мне кажется, что независимого директора достаточно легко найти, скажем, среди преподавателей или ученых. Кроме того, их можно также отыскать в бизнесе, не связанном с направлением деятельности данной компании. Ну и, наконец, независимый директор вполне может быть взят из серьезных аналитиков, журналистов: были бы только живы, например, Отто Лацис или тот же Василий Селюнин. Причем если всерьез говорить о борьбе с коррупцией, то не следует забывать и о привлечении к работе иностранцев.

Константин Титов / член Совета федерации, бывший губернатор Самарской области, доктор экономических наук:

- Его вполне можно подобрать по конкурсу, не вижу здесь особой проблемы. Нужно просто такой конкурс объявить, задать необходимые параметры - и пожалуйста. А так, независимые директора могут быть откуда угодно, из любой нашей корпорации. Кроме того, такой человек может прийти и с государственной службы, оставив ее, а может - и из-за рубежа, из различных фирм и организаций.

Александр Некипелов / вице-президент РАН, независимый член совета директоров ОАО НК «Роснефть», доктор экономических наук:

- Насколько я понимаю, под независимыми директорами в данном случае подразумеваются просто специалисты, люди, обладающие соответствующей квалификацией, которые не работают в органах исполнительной власти. Однако при этом их, наверное, может быть два типа. Первый тип - это, так скажем, абсолютно независимый директор. А второй - человек, хотя и не являющийся чиновником, но с которым, видимо, будет заключаться определенный договор. Согласно ему независимый директор будет действовать от имени государства и в какой-то части, я предполагаю, будет связан директивами. Потому что в противном случае государство просто потеряет в голосах в соответствующих структурах.