Операция против курдов может спровоцировать волну терактов на курортах Турции

На модерации Отложенный Турция существенно усилила свои подразделения на границе с Ираком. Анкара заручилась поддержкой Багдада. И война может начаться в любой момент. Но еще раньше могут начаться теракты. 

Если курдские экстремисты из Рабочей партии Курдистана (РПК) выберут террористический путь, их целью, скорее всего, станут курортные зоны: это привлечет внимание мировой общественности и ударит по туристическому сектору, доходы которого составляют около $19 млрд ежегодно. Не менее 10% этих средств приносят российские туристы.

Вчера в Турции хоронили 12 пограничников, погибших в перестрелке с курдскими боевиками 21 октября. По городам страны прошли широкомасштабные акции протеста против курдских сепаратистов.

В воскресенье на границе с Ираком курдские боевики совершили нападение на турецкие войска. Его провел отряд из боевого крыла РПК, последователи которой борются за независимость территорий, заселенных курдским большинством. Эту атаку сепаратистов назвали самой кровавой за последние несколько десятилетий. Резонанс был так велик, что власти Турции ввели официальный запрет на трансляцию теле- и радиопередач, связанных с 12 убитыми турецкими пограничниками.

По официальной формулировке, подробное освещение в СМИ последствий боестолкновения «ранит психику, угрожает общественному порядку и создает видимость того, что органы безопасности страны некомпетентны».

Вчера в Багдад прибыл министр иностранных дел Турции Али Бабаджан. Главной целью визита стали его переговоры с иракским коллегой Хошияром Зибари о решении курдской проблемы. После нападения боевики РПК скрылись в иракской автономной провинции Курдистан, большинство населения которой составляют те же курды. Сообщается, что в плену у сепаратистов оказалось несколько турецких военнослужащих. ВС Турции эту информацию пока не подтверждают. Впрочем, согласно сведениям турецких военных, в результате нападения курдов восемь пограничников пропали без вести.

Ситуация осложняется тем, что президент иракского Курдистана Масуд Барзани незадолго до нападения РПК выступил с резким заявлением: если Турция под любым предлогом начнет вторжение в провинцию, защищаться будет все ее курдское население. Турецкое правительство считает, что на территории иракского Курдистана расположены опорные пункты РПК, число боевиков которой составляет более 3 тысяч человек.

Тем не менее о начале военной операции Турции против боевиков РПК говорить рано. В результате вчерашних переговоров Бабаджана и Зибари официальный Ирак согласился поддержать Турцию и приложить все усилия к поимке скрывающихся курдских боевиков. «Я уверил министра (Турции. - «Газета»), что иракское правительство активно поможет Турции преодолеть эту напряженную ситуацию. Мы согласились, что нам следует занять трезвую позицию, то есть начать борьбу с терроризмом, - заявил глава иракского МИДа после переговоров с Бабаджаном. - Мы не позволим никому, включая РПК, омрачать взаимоотношения наших стран».

Зебари, в жилах которого также течет курдская кровь, заверил своего турецкого коллегу в том, что Ирак «будет сотрудничать с турецким правительством и решать пограничные проблемы и террористические угрозы путем прямого диалога с Турцией». Глава иракского МИДа пообещал, что спецслужбы его страны пресекут передвижения курдских боевиков и определят места расположения лагерей сепаратистов. Кроме того, министр добавил, что в скором времени в Турцию направится иракская делегация, чтобы продолжить обсуждение политических вопросов и проблем безопасности на высоком уровне.

Тем временем турецкая дипломатия работала и на западном фронте. В понедельник в Великобританию прибыл премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Там он провел переговоры с премьером Гордоном Брауном и израильским премьером Эхудом Ольмертом. В своей речи в Оксфорде Эрдоган подчеркнул необходимость дипломатического решения курдского вопроса, но одновременно с этим дал понять аудитории: дипломатическое решение должно прийти быстро. «Если ожидаемый прогресс не будет достигнут в ближайшие несколько дней, нам придется решать эту проблему собственными силами», - заявил турецкий премьер.

На пресс-конференции после переговоров с Брауном турецкий премьер несколько сгустил краски. Он напомнил, что на прошлой неделе парламент Турции одобрил проект закона, позволяющий вооруженным силам страны начать военную операцию против курдских повстанцев, которая подразумевает пересечение границ иностранной державы. «В данный момент мы ждем развития событий, но Ирак должен понимать: мы можем воспользоваться мандатом на начало военной операции в любое время», - заявил он. Кроме того, Эрдоган предупредил, что его страна может ввести против Ирака торговые санкции. Объем турецко-иракской торговли составляет $5 млрд. Браун в свою очередь говорил о дипломатическом выходе из кризиса и весьма положительно отзывался о гибком подходе, который Турция пока демонстрирует в отношении курдских сепаратистов.

Британский министр иностранных дел Дэвид Милибэнд в свою очередь настаивал на мирном разрешении курдо-турецкого конфликта. Находясь с визитом в США, он вместе с госсекретарем Кондолизой Райс предложил Турции не начинать военную операцию, а провести в ноябре международную конференцию по решению курдского вопроса. Согласно задумке конференция должна проходить в Стамбуле, и в ней примут участие Турция, Ирак и США.

Одновременно с Турцией дипломатическую работу начало и руководство РПК. Вчера один из ее представителей Абдурахман аль-Чадарчи связался с агентством Associated Press и представил журналистам свое видение проблемы. «Позиция РПК следующая: мы согласились на перемирие, но когда нас атакуют турецкие войска, мы отвечаем», - заявил аль-Чадарчи, не пояснив, о каких атаках турецких войск идет речь.

Останется ли Турция "всероссийской здравницей", если начнется военная операция против курдов?

Евгений Федоров, председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму (фракция "Единая Россия")

Думаю, военная операция сильно скажется на ситуации в Турции, и там значительно снизится уровень безопасности. А та информация, которой будут сопровождаться в СМИ возможные военные действия, заставит воздержаться значительную часть людей от поездки в эту страну. И тем не менее, по-моему, основной поток российских туристов все равно пойдет туда, хотя какая-то часть переориентируется на другие страны.

Однозначно, что в случае военной операции туристическая отрасль Турции понесет огромный ущерб. Но пока не очень понятно, какая это будет операция, что у нее за масштабы и насколько она будет отражена в СМИ. Если это окажется длительной и тяжелой военной кампанией, то число тех, кто едет на отдых в Турцию, сократится как минимум вдвое. А если нет, то и изменений заметных не произойдет.

Артемий Троицкий, музыкальный критик

Я уверен, что Турция «всероссийской здравницей» останется, поскольку главным критерием при решении, ехать или не ехать в эту страну отдыхать, для российских граждан является материальный фактор. Я помню, как наши туристы со страшной силой поперли после цунами в Таиланд, поскольку там по вполне понятным причинам упали цены. Всему остальному миру стало страшновато туда ездить, а русские, которым все по фигу, потоком хлынули.

К тому же понятно, что военные действия (если они еще начнутся) пойдут в некотором отдалении от солнечной Антальи. Да, в курортном Измире был теракт - ну и что? В Египте происходит немало терактов, а наш народ это не отпугивает.

Игорь Родионов, член комитета Госдумы по делам ветеранов (фракция "Справедливая Россия - Родина"), министр обороны России в 1996-1997 годах, генерал армии

Я не вижу никаких препятствий. Ну и что, если там начнется военная операция? Что такое эта курдская проблема? Все равно как у нас проблема с Чечней. И у них, и у нас она то усиливается, то затухает. Но мы же и в Сочи, и в Крым, и во все республики Кавказа ездили и ездим. Пусть и наши граждане туда едут и ничего не боятся, ведь зоны боевых действий очень локальны.

Да и вообще, почему это, интересно, вас Турция так беспокоит? Тут Россия погибает, а вы «Турция», понимаешь… Турция в НАТО, она не пропадет. И пусть там США сами решают свои проблемы. А для туристов вообще ничего не изменится.

Михаил Маргелов, председатель комитета Совета федерации по международным делам

Любая война на Востоке, если только она не заканчивается полным уничтожением противника, - это надолго, если не навсегда.

Известно, что и в воюющих странах действуют курорты: пример тому - Государство Израиль. Но также известно, что в период обострения обстановки доходы курортов падают.

Конечно, найдутся те, кто и в случае начала военных действий все равно будет ездить отдыхать в Турцию, но большинство клиентов турецкие здравницы все же потеряют.

Борис Грачевский, художественный руководитель киножурнала "Ералаш"

Русского человека ничем не удивишь, тем более курдами. Да и у нас свои «курды» есть. Поэтому как все было, так и будет. Курорт находится в одном месте, а война - совсем в другом, и те, у кого хорошая отметка по географии, все поймут.

Я регулярно отдыхаю на турецких курортах и еще обязательно буду там отдыхать, потому что это едва ли не самые красивые места на земле. А если что-то там вдруг начнется, значит, я красиво умру и меня привезут в красивом гробу. А что делать? 

Реакция туриндустрии

Юлия Коренко, заместитель руководителя департамента маркетинга компании «Натали Турс»

Наш представитель в Анталье сегодня вернулся в Москву. Рассказал, что ситуация там не напряженная. Туристы следят за событиями по новостям. Они спокойны, поскольку понимают, что конфликтные события не коснулись южного побережья. Думаю, что и не коснутся, так как в подавляющем большинстве курды являются владельцами отелей в туристических районах Турции. Не в их интересах подрывать туризм.

Пока у нас не было ни одного отказа. Думаю, что и не будет. Тем более что сезон уже заканчивается. У всех туроператоров осталось максимум по два-три вылета.

Елена Шаповалова, начальник отдела поддержки туристов за рубежом компании Pegas Touristik

Пока не было ни одного тревожного звонка от наших туристов: ни от тех, которые собираются в Турцию, ни от тех, которые там сейчас отдыхают. Ведь российские туристы, как известно, самые бесстрашные. Даже не знаю, что их может напугать. Цунами, которое было в Юго-Восточной Азии, и то не напугало. Хотя в случае с Турцией я бы не стала говорить о бесстрашии. Пока ситуация там не столь критична. Туристические районы далеко расположены от мест конфликта. Туристы это понимают. Нет паники, кстати, и среди туристов из других стран, а иностранцы обычно гораздо более пугливы, чем наши.

Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии

Обострение ситуации в Турции никак не отразилось на планах россиян отдохнуть здесь. Турфирмам никто даже не задает вопросов по этому поводу. Думаю, что даже начало боевых действий никак не повлияет на туристический поток в эту страну.

История курдов

Курдский народ гордится своей тысячелетней историей и тем, что все попытки ассимиляции курдов были обречены на провал. Началом борьбы курдов за независимость считается середина XIX века. Бадрхан-бек, эмир провинции Бохтан, которая входила в состав Османской империи, в 1840-х годах восстал против центральной власти и предпринял первую попытку создать независимое курдское государство. Через семь лет восстание было подавлено. С тех пор восстания курдских князей стали происходить регулярно, и Османской империи приходилось использовать немалые военные силы для подавления сепаратистов. Суфийский орден Накшбанди в XIX веке был религиозной основой курдского сепаратизма. Первая националистическая курдская газета «Курдистан» появилась в 1898 году. Она издавалась потомками Бадрхан-бека в Каире.

В XX веке курдские восстания приняли народный характер. Подъем сепаратистских настроений среди курдов начался одновременно с развитием националистической идеологии Османской империи - после Младотурецкой революции 1908 года. В это время образовался целый ряд сепаратистских курдских организаций, например «Возрождение и прогресс Курдистана» и «Лига Курдистана».

В 1923 году с созданием турецкого государства во главе в Мустафой Кемалем (Ататюрком) территория расселения курдов была разделена между Турцией, Сирией, Ираком и Ираном. Это дало новый толчок курдскому сепаратизму. Во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов Багдад поддерживал иракских курдов, а Тегеран - своих. Одновременно с этими событиями в Турции возникла Рабочая партия Курдистана (РПК). Ее возглавил Абдулла Оджалан, также известный как Або. Вооружившись марксистско-ленинской идеологией, организация начала вооруженную борьбу за курдское национальное самоопределение и создание независимого от Турции Курдистана. В течение последующих 20 лет в результате боев между РПК и турецкими войсками погибло 37 тысяч человек. Наиболее жестокие бои происходили в 1990-е годы. РПК поддерживал Советский Союз и Сирия.

После распада СССР РПК охладела к марксизму-ленинизму и вспомнила об исламе. В 1998 году Сирия под давлением Турции также перестала оказывать поддержку курдским сепаратистам. Оджалан был схвачен в 1999 году, судим турецким Верховным судом и сейчас отбывает пожизненное тюремное заключение. Когда Оджалан был арестован, он дал приказ о прекращении вооруженной борьбы. РПК возобновила вооруженную борьбу в 2004 году - тогда истек мораторий на военные действия.

Русские курды

Точное число курдских беженцев в России неизвестно. Перепись 2002 года выявила около 20 тысяч курдов, но, по данным, обнародованным в 2005 году езидской религиозной группой "Лалыш", только в Москве жило около 30-35 тысяч курдов-езидов. "Подавляющее большинство проживающих в России курдов - выходцы из бывших республик СССР, в основном из Грузии. Беженцы из Курдистана, как правило, направлялись в Европу: беженцы-езиды вообще все туда уезжают. Из дальнего зарубежья в России в основном остаются те, кто здесь учился", - сообщил корреспонденту "Газеты" лидер столичной курдской общины Рафик Рашоян. Он отметил, что, по его данным, последние несколько лет в Москве новые курдские беженцы не появлялись. Ни одна из курдских политических партий, действующих в Курдистане, не зарегистрирована на территории России. Однако известно, что активисты Рабочей партии Курдистана (РПК), боровшейся за установление социализма, укрывались еще в СССР, а затем и в России - судя по данным прессы, они находились под покровительством спецслужб. Арестованный в 1998 году в Риме лидер РПК Абдулла Оджалан прилетел туда рейсом из Москвы. Оказалось, что не меньше месяца он жил в лагере курдских беженцев в подмосковном Одинцово. Другие места компактного проживания курдов находятся в Ярославской, Тверской областях и Краснодарском крае. В 2001 году по российскому телевидению прошел сюжет о том, что бывший пионерлагерь "Солнечный" возле ярославского городка Гаврилов-Ям якобы превращен в тренировочной лагерь РПК. Но УФСБ по Ярославской области это сообщение опровергло.

Теракты в турецких городах

Практически за все теракты турецкие власти возлагают ответственность на экстремистское крыло Рабочей партии Курдистана (сейчас официально именуется Народным конгрессом Курдистана). С 1978 года эта организация ведет борьбу за создание суверенного курдского государства. В 1990-х годах боевики совершили десятки диверсий, в основном в отношении иностранных туристов, повлекшие многочисленные жертвы. Однако с 1998 по 2004 год активность террористов резко снизилась. Курдские сепаратисты напомнили о себе в 2005 году. С тех пор взрывы звучат регулярно.

10 июля 2005 года взрыв прогремел на турецком курорте Чешме. Пострадали более 20 человек, осколочное ранение в руку получил 44-летний турист из России Александр Данилюк.

16 июля 2005 года в турецком курортном городе Кушадасы террористка-смертница подорвала микроавтобус. Погибли 5 человек, еще 14 получили ранения различной степени тяжести.

24 июля 2005 года прогремел взрыв в историческом центре Стамбула, в кафе, расположенном недалеко от Галатского моста. Ранения получили трое подданных Нидерландов.

27 и 28 августа 2006 года в Турции была совершена целая серия терактов. Три взрыва прогремели в курортном городе Мармарис, причем одна бомба взорвалась в микроавтобусе, заполненном туристами. Еще один взрыв произошел на окраине Стамбула, а две бомбы сработали неподалеку от российского генконсульства в Анталье. Погибли 3 человека, около 50 получили различные ранения.

10 июня 2007 года при взрыве самодельной бомбы в густонаселенном районе Стамбула 14 человек получили ранения.