Цены продолжают расти, а министры в ожидании кадровых перестановок бездействуют

На модерации Отложенный

Несмотря на создание рабочей группы по борьбе с ростом потребительских цен и дискуссию между министрами, инфляция в России, игнорируя действия властей, продолжает расти. В январе темпы роста цен ускорились на 1,5%, а в феврале – на 2,2%. В марте МЭРТ также прогнозирует продолжение данного тренда. Эксперты сомневаются не только в эффективности принимаемых мер, но и вообще в реальных действиях со стороны ведомств, ответственных за обуздание инфляции. Бурная деятельность, развернутая до выборов, затормозилась – возможно, в ожидании инаугурации избранного президента и последующих новых назначений, говорят аналитики.

Инфляция продолжила в январе-феврале свой рост и достигла 3,5% против 2,8% за два месяца прошлого года. Ускорение ее роста связывают в первую очередь с увеличением цен на продовольственные товары. После снижения в ноябре-декабре прошлого года цены на продукты продолжили свой рост. Согласно данным Минэкономразвития, в январе темпы роста цен ускорились – до 1,5%, в феврале – до 2,2%, несмотря на принятые меры по их сдерживанию. Благоприятными прогнозами на март в министерстве также не обнадеживают.

А в правительстве между тем продолжается перетягивание одеяла на себя – эксперты не видят слаженности действий среди руководителей группы по борьбе с потребительскими ценами. Пока позиции министра финансов Алексея Кудрина, главы МЭРТ Эльвиры Набиуллиной и министра сельского хозяйства Алексея Гордеева расходятся по ряду вопросов. Если Минфин и Минэкономразвития традиционно выступают за рыночные методы регулирования, то Минсельхоз не против «подкрутить цены» административным путем.

Однако практика показала, что от «заморозки» цен вреда больше, чем пользы. Но министр сельского хозяйства явно не планирует останавливаться на достигнутом. В пятницу г-н Гордеев выступил с инициативой о принятии закона «О продовольственной безопасности». «России необходимо иметь расчеты минимального уровня производства важнейших социальных продуктов питания, в том числе мяса, молока, сахара», – заявил министр. Кроме того, он уточнил, что понятие «продовольственная безопасность» включает в себя ответственность государства за физическую и экономическую доступность каждого гражданина к продовольствию.

О каких мерах конкретно идет речь, пока неясно. В том случае, если государство планирует стимулировать развитие сельского хозяйства и проводить политику импортозамещения, возрождая собственное сельхозпроизводство, то данная мера принесет в будущем свои плоды. Хотя рассчитывать на быстрый эффект не стоит. «Стрежень роста потребительских цен во многом обусловлен ростом цен на продовольствие на мировых рынках», – сказала РБК daily эксперт Экономической экспертной группы Мария Катаранова. Но, по ее словам, нельзя, борясь с инфляцией, останавливаться на каком-либо одном аспекте, необходим комплекс мер по структурному преобразованию экономики. Этого пока и не хватает действиям наших властей. «Как ни прискорбно это звучит, складывается впечатление, что кроме дискуссий власти не делают ничего существенного для борьбы с инфляцией», – посетовала г-жа Катаранова.

Похожее мнение высказал и начальник отдела анализа долгового рынка компании «Велес Капитал» Иван Манаенко. «Меры, принимаемые властями для борьбы с инфляцией нельзя назвать ярко выраженными», – отметил аналитик. Бурная деятельность до выборов обернулась затишьем. По мнению экспертов, велика вероятность того, что все ждут инаугурации нового президента и возможных последующих кадровых перестановок, чтобы зря не стараться.

По мнению ряда экономистов, инфляция на уровне 10% является относительно нормальной для текущих темпов роста экономики. Как и высокая степень монополизации рынков, вносящая свой вклад в рост цен. Это позволяет сделать вывод, что вроде и бороться не с чем. Но есть риск, что если пустить ситуацию на самотек, то вместо почти 12-процентного роста по итогам года мы увидим все 15%. Cо стороны ряда аналитиков уже звучат такие пессимистичные прогнозы.

В любом случае эксперты полагают, что дальнейшие итоги борьбы с ростом цен будут зависеть от того, насколько слаженную позицию сформируют члены «спецназа по борьбе с инфляцией». «Без четкого понимания причин инфляции в комплексе и общего подхода успеха вряд ли стоит ждать», – резюмировала г-жа Катаранова.