Сочи-2014: отлет медведей

Мне приходилось уже писать о том, что сильные стрессы целительны для нации, находящейся на подъеме, и губительны для этносов и империй, переживающих упадок. Война, скажем, может отковать, мобилизовать и даже сформировать с нуля целую страну, а может разрушить ее окончательно. 1914 год это показал отлично. Когда воевал ранний Рим - ему на пользу шли даже поражения; когда ввязывался в войны поздний - его конец приближали даже победы. Впрочем, стресс не обязан быть столь травматичным, как война.

Это может быть и глобальная показуха - тоже неплохая вещь для преуспевающей страны, но совершенно разрушительная для социума, чьи ценности не определены как следует, а добродетели сгнили на корню. Так было с Олимпиадой-80, которая не укрепила международный авторитет советского режима, а лишь обнажила все его старческое бессилие. Не помогла никакая помпа - ни роскошная, выстроенная с превышением всех разумных потребностей Олимпийская деревня, ни многолюдные церемонии закрытия и открытия, ни высылка из Москвы практически всего ее населения. Когда улетал туго надутый Мишка, все понимали: улетает советский миф. Потому и плакали с таким надрывом.

Россия очень долго и громко ликовала по случаю заполучения зимней Олимпиады-2014. Это и в самом деле отличный шанс представить миру свои ценности - при наличии, разумеется, внятно сформулированных ценностей; это редкий случай показать планете свои выдающиеся интеллектуальные и промышленные достижения - если они возможны; наконец, это возможность показать прочим народам собственный, счастливый и преуспевающий, - при условии, что он действительно ликует и резвится. Но боюсь, что для сегодняшней и тем более завтрашней России сочинская Олимпиада станет чем-то вроде московской - то есть не самой своевременной пробой сил с тенденцией к истощению госбюджета, при более чем скромном международном результате.

Я не сомневаюсь, что пафоса будет хоть отбавляй. Я уверен также, что строительства будет навалом и темпы его будут, как всегда, авральными. Трудно сомневаться, что в Сочи не останется ни одной путаны, а те, которых завезут, будут высочайшего класса. Короче, у нас всегда все было отлично со строительством витрин; проблема в том, что не во всяком состоянии Россия способна такую витрину выдюжить. Если даже до 2014 года не иссякнет нефтяное процветание и не закончится газ (с чего бы ему кончаться?), даже если не изменится сырьевая конъюнктура и не разразятся новые кавказские неприятности (а они очень вероятны с учетом последних сотрясений), - какую доктрину мы намерены демонстрировать, какие ценности рекламировать?

В восьмидесятом у нас была хоть обветшалая советская идеология, а сегодня нету вовсе никакой. В восьмидесятом наличествовал загнанный в подполье интеллектуальный ресурс, обещавший вскорости обновление, - а сегодня им и не пахнет, ни во власти, ни в оппозиции. В восьмидесятом был архитектурный стиль - убогий, спально-районный, комсомольский, железобетонный, какой угодно, но это было собственное лицо, и мы его продемонстрировали. Сейчас этот позднесоветский конструктивизм даже в моде на Западе. Что мы собираемся показывать сегодня - решительно непонятно: в России, кажется, прекратилась всякая интеллектуальная и культурная жизнь, все замерло в ожидании Неизвестно Чего, зависло в киселе; демонстрировать человечеству такие последствия лояльности - может быть, и полезно, ибо отрицательный пример - тоже пример, но послужит ли это рекламе страны - не убежден.

Я не писал бы всего этого, - что мне за радость сулить тревожные перспективы стране, в которой я живу? - если бы олимпийский проект в России не сопровождался всеми худшими чертами ее нового административного стиля. Не успел Семен Вайншток уйти в отставку, как официальные лица дружно сделали вид, что ничего не произошло, а неофициальные принялись рассказывать бумажной прессе, какая грызня развернулась под олимпийским ковром. Лояльность всем бы хороша, да неэффективна: при ней торжествуют не умные, а послушные. А послушные умеют строить не очень хорошо - у них получается медленно и дорого. Если уже сегодня олимпийский проект окружен такими интригами и при этом заговором молчания, если экологи уже сегодня ропщут, а оставленные при власти олигархи жестоко конкурируют за право застройки курорта, - нет никаких оснований думать, что к 2014 году все волшебно переродится. У страны, принимающей Олимпиаду, могут быть две задачи: либо она хочет устроить праздник, либо надеется оправдаться за все. История показывает, что со вторым обычно не получается.

Я буду очень рад, если все получится. Мне будет очень жаль, если очередной улетающий талисман обозначит конец еще одной местной формации. Потому что его Россия может уже не выдержать - не одной же нефтью, в конце концов, определяется ее ресурс.

Дмитрий Быков

Источник: http://www.point.ru/author/2008/04/22/16072

1
1171
0