\"Силовики\" остаются хозяевами \"потемкинских деревень\"

На модерации Отложенный С приходом Владимира Путина к власти семь лет назад на свет появилась новая каста руководителей: "силовики", "люди в форме", в большинстве своем являющиеся выходцами из КГБ (как и президент, проработавший там 17 лет) и его преемницы – ФСБ. Президентская администрация, правительство, регионы: эти люди присутствуют в политике и в экономике. Выдвижение Дмитрия Медведева, представителя противоположного клана – "либералов" – не играет им на руку. Но означает ли это, что они были отодвинуты в сторону?

Эти новые бояре возглавляют правления крупных предприятий государственного сектора. В отличие от олигархов 1990-х годов, они не владеют компаниями, которыми управляют. Они представляют в них интересы государства. В России, где понятие собственности более чем относительное, гораздо важнее управлять, чем владеть. Разогнав или посадив в тюрьму олигархов, российский президент отдал значимые секторы экономики в самые надежные руки: узкому кругу, состоящему из десятка человек, между которыми были распределены богатства.

Генерал-полковник Виктор Иванов, некогда завербовавший Путина в КГБ, является заместителем руководителя президентской администрации и одновременно контролирует концерн "Алмаз-Антей", производящий ракеты S 300 и системы противовоздушной обороны. Игорь Сечин, занимающий аналогичную должность в президентской администрации, возглавляет "Роснефть", вторую нефтяную компанию страны.

Он тоже работал с Владимиром Путиным в мэрии Санкт-Петербурга. Он одним из первых присоединился к своему учителю вскоре после его "большого скачка" в Москву в 1997 году.

Эти двое считаются главными в клане силовиков, сторонников более массированного вмешательства государства в экономику и бескомпромиссных отношений с Западом. В последнее время силовики заставляли много о себе говорить. Накануне парламентских выборов 2 декабря неизвестный широкой общественности бизнесмен Олег Шварцман признался в интервью газете "Коммерсант", что Сечин поручил ему консолидировать активы частных предприятий. И хотя такое признание могло бросить тень на действия людей в форме, их влияние не было подвергнуто сомнению, скорее наоборот.

Не будучи в состоянии контролировать клан, Дмитрий Медведев во всех касающихся силовиков решениях будет полагаться на своего премьер-министра Владимира Путина. На первый взгляд, Путин отдал предпочтение клану либералов, или скорее "умеренных технократов". На самом же деле, Россия все больше становится похожа на "потемкинскую деревню" – декорации из папье-маше, которые князь Потемкин приказал установить вдоль Днепра весной 1787 года, чтобы прикрыть нищету деревень и порадовать глаз императрицы Екатерины Великой, совершавшей круиз по реке. С фасада кажется, что Россией руководят либералы, но в тени управляют ею силовики, и Путин – первый из них.