Анатолий Чубайс — оптимист. Кризис может ударить по России уже в 2009-м

На модерации Отложенный

Россия стоит на пороге финансового кризиса, который может поставить власть перед выбором – увеличить бюджетные расходы на поддержку экономики или ужесточить либеральную финансовую политику, заявил Анатолий Чубайс в интервью журналу The New Times.

Комментирует доктор экономических наук Андрей Нечаев, председатель Комиссии СПС по малому и среднему бизнесу:

На надо забывать, что США — это четверть мировой экономики, на которую очень тесно завязаны экономика и Китая, и Японии, и Южной Кореи, и Германии, и других экспортно-ориентированных стран. И поэтому в зависимости от глубины рецессии в Америке будет больший или меньший спад в мировой экономике. Соответственно, снизятся цены на наши основные экспортные товары. Упадут цены на нефть, в меньшей степени, но все же последует снижение цены на газ, а также на металлы. А это основной наш экспортный потенциал.

Полагаю, Чубайс проявил некоторый оптимизм относительно того, когда мы выйдем на отрицательное сальдо торгового баланса (Чубайс полагает, это случится через два-три года — ред.). Я думаю, это произойдет уже в следующем году, потому что в истекшем году сальдо уже стало сокращаться впервые за много лет.

У нас был благоприятный момент: рекордный приток капиталов. Но, как показывает опыт, в условиях мирового финансового кризиса, деньги уходят с "развивающихся рынков". В том числе и из России — независимо от ее вполне благополучных макроэкономических показателей — на более стабильные рынки, включая и рынок США. Несмотря на то, что американский рынок переживает кризис – такой вот парадокс. В этой ситуации мы столкнемся с оттоком капитала или, по крайней мере, у нас не будет такого масштабного притока.

Это означает, у нас будет не просто отрицательное сальдо торгового баланса, но и отрицательное сальдо платежного баланса, что, разумеется, гораздо опаснее.

Дальше все будет зависеть от глубины кризиса в американской и, как следствие, в мировой экономике. Если случится относительно неглубокая рецессия, мы вполне сможет закрыть брешь за счет золотовалютных резервов, составляющие сейчас порядка $450 млрд. В любом случае могут возникнуть проблемы у отдельных компаний, который активно занимали деньги за рубежом. Но если кризис будет более глубоким, то ЗВР может не хватить. Это не будет повтор 1998 года, ситуация несопоставимая, но тогда останется единственное апробированное средство — девальвация рубля.

Наша задача, чтобы не допустить этого, сделать Россию инвестиционно привлекательной страной, чтобы существовал благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат. Тогда проблема оттока капиталов будет не такой острой.

Что касается госрасходов, то ситуация гораздо более тревожная. 2007 год был рекордным с точки зрения государственных расходов. Идея поддержания экономического роста за счет активного наращивания госрасходов стала доминирующей. И стабилизационный фонд уже поделен на две части, одна из которых будет использована для внутренних расходов. Власть должна осознать, что дальше такую политику проводить нельзя.

Как бы ни было политически невыгодным ограничивать рост социальных и инвестиционных расходов, уже не говоря о создании всяких госкорпораций, но это делать придется. В ситуации, когда резко ухудшится положение с бюджетом, а это, безусловно, произойдет при падении цен на экспортную продукцию и, соответственно, доходов от экспорта, придется прибегать к Стабилизационному фонду, а его может и не хватить.