Цены растут, а у россиян появился прекрасный повод стать стройнее

На модерации Отложенный

Если нельзя, то очень хочется. Замечали? Так и с ценами на продовольствие. Вот я фанаткой молока никогда не была. А теперь, когда оно непомерно вздорожало, так и тянет то кашу сварить, то какао намешать. А как же? Аналитики говорят, что спрос на молоко возрос во всем мире, потому и цены аховые. Все трескают сливки и йогурты, а ты не моги?

Однако, судя по прогнозам многих экономистов, некоторым гражданам все же придется сократить необдуманное потребление продуктов питания. Одни прогнозируют, что цены взлетят уже после Нового года, а предновогодний рост - это так, репетиция. Другие говорят о росте цен после выборов президента. И те, и другие, опираясь на мировой рост цен на сельхозпродукцию, пугают нас, потребителей, говоря о процессе роста цен как многолетнем.

Это особенно расстраивает тех, чьи доходы всегда на грани, а то и меньше объективных расходов. Вот и сейчас, когда, по официальным данным, по состоянию на начало декабря рост цен на потребительские товары в стране составил более 11 процентов, вряд ли многие из нас похвастают таким же приростом заработной платы. Тем более что цены в преддверии Нового года продолжали расти. А если взять во внимание, что с Нового года увеличится стоимость услуг ЖКХ, проезда в общественном транспорте и т. д., можно предположить, что жизнь будет не сахар и не мед.

Есть данные изучения общественного мнения, которые свидетельствуют о том, что основная масса граждан нашей страны тратит на питание половину своих доходов. Кто-то - чуть больше, кто-то - чуть меньше, но в целом россияне проедают половину заработанных денег, а некоторые - все средства. И не потому, что у них непомерный аппетит, а потому, что низкие доходы. Эксперты говорят о том, что иностранцы расходуют на питание только треть своих заработков.

Недавно один экономический светило высказался по поводу происходящих в экономике процессов. Он отметил, что богатые сами имеют возможность (и умеют) защитить себя от инфляции, а бедные в этом смысле абсолютно беззащитны.

Стало быть, когда власть старается инфляцию обуздать, она занимается благим делом восстановления социальной справедливости. Экономике тоже полезно не расслоение на богатых и бедных, а формирование крепкого среднего класса.

Однако некоторые эксперты говорят о том, что правительство России не принимает каких-либо эффективных мер для борьбы с инфляцией. Если речь идет о контроле крупной сетевой торговли (в смысле ценообразования), то как бы это не привело к дефициту продовольствия. Мы такое уже проходили. Уже стояли в трехчасовой очереди за колбасой и вермишелью. Хватит. Если говорить о контроле естественных монополий, то станут ли они прозрачнее для нас?

На одном из заседаний российского правительства речь шла о расточительности в обращении с энергоресурсами и необходимости сделать так, чтобы повышение тарифов на услуги естественными монополиями в новом году не ударило по населению. Бог в помощь. Только когда видишь, как в некоторых федеральных и столичных структурах распоряжаются энергоресурсами, вряд ли поверишь, что понятие «экономия» когда-то приживется в нашей среде.

Вот, например, лето. Восход ранний, заход - когда ты уже в кровати. Приходишь на совещание в солидную организацию и видишь плотно задернутые шторы и включенный свет. Окна закрыты для доступа ласкового солнца и утренней прохлады, но работает кондиционер. Понятное дело: при ровном освещении чиновничьи лица в телевизорах глаже, а кондиционерная прохлада распределяется на всех, а не только на тех, кто у окошка. Пиджаки в июле снять не пробовали?

Или вот зима.

Батареи горячие, в окнах - стеклопакеты, внутри помещений (особенно когда совещательный народ набьется) - не продохнуть. И тогда включается кондиционер. То есть одновременно прогреваем и охлаждаем. А не проще поставить батарею с регулятором?

Некоторые аналитики отмечают, что для сдерживания инфляции необходимо сократить расходы. Господам чиновникам надо начать с себя. Так сказать - от малого к большому. Тем более что чиновничьи кондиционеры крутятся за бюджетные денежки, а казна - это налоги граждан и организаций.

Эксперты одобряют одно из предложений российского правительства - рыночное, а не контролирующе-непущательное: увеличение фонда зерна для проведения интервенций. Такие интервенции, кстати, проводило столичное правительство. И оказалось совершенно право. В Москве удалось сдержать цены на хлеб. По официальным данным, рост цен на продовольствие в столице оказался ниже, чем в других регионах. Нынешней осенью нехилые запасы продовольствия в белокаменной демонстрировал журналистам многих изданий Департамент продовольственных ресурсов города. Приводилась официальная статистика по регионам России. То, что рост цен в столице по сравнению с другими регионами менее заметен, отметил на недавнем заседании городского правительства мэр Москвы Юрий Лужков.

И все же удорожание продовольствия многих ощутимо бьет по карману. Особенно это касается многодетных семей, одиноких пожилых граждан. Даже несмотря на то, что в декабре несколько выросли пенсии. Так все же опасаться нам непомерного и длительного роста цен?

- Для того чтобы прогнозировать рост цен, надо прежде напомнить о причинах, которые его обусловливают, - говорит генеральный директор управляющей компании «Ингосстрах-Инвестиции» Валерий Петров. - Таких причин две: монополизм либо экономические условия. Монополизма у нас нет, а возможность сговора между продавцами контролирует Федеральная антимонопольная служба. Значит, остаются экономические предпосылки. Стоимость товара складывается из косвенных затрат (газ, бензин и т. д.), стоимости сырья и макроэкономических условий. Даже если стоимость нефти дойдет до 100 долларов за баррель, нас это не будет так уж тревожить, потому что она уже сегодня стоит 90 долларов и мы с этим живем. Что касается стоимости сырья, то тут есть некоторая зависимость от импорта, и надо, чтобы эта составляющая была комфортной. Здесь государство проявило гибкость, снизив пошлины. Учитывая, что в Европе перепроизводство сельхозпродукции, можно полагать, что значительного скачка цен не должно произойти.

Макроэкономические условия, напоминает Валерий Петров, - это уровень инфляции, платежеспособность населения.

- Инфляция в этом году превысила 10 процентов, - отмечает Валерий Петров. - Значит, резонно ожидать, что рост цен на продукты в следующем году не будет больше 10 процентов. Это, на мой взгляд, говорит о том, что ни о каком взрывном росте цен не может идти речи.

И все же рост цен на продовольствие ощущается москвичами, несмотря на достаточно весомые по сравнению с другими регионами доходы. Если мы говорим об удорожании продуктов как о мировом процессе, то, вполне естественно, нас тоже «зацепило». Как говорил вождь пролетариата Владимир Ленин в выученной наизусть гуманитариями среднего возраста статье «Партийная организация и партийная литература»: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Неглупый, знаете ли, был человек. Широко мыслил. Стало быть, в свете мировых процессов многим все же придется туже затянуть пояса. Но от этого только талия тоньше.