Отгораживаясь от западных инвестиций, Россия приманивает капитал с Востока

На модерации Отложенный

Я понимаю, что многие экономические термины — вещь очень сложная. Но все-таки спутать инвесторов и интервентов сложно. Однако же наши экономические (и не только) власти это иногда делают.

Вот, к примеру, приняли США закон об ограничении иностранных инвестиций в свою экономику. А наш президент воспринял это как недружественный акт и обещал дать симметричный ответ. Больше всего Владимиру Владимировичу не понравилось то, что вопрос о желательности либо нежелательности допуска инвесторов будет решаться с участием ФБР и ЦРУ. Конечно, если бы иностранцев пускали в США с согласия ФСБ, позиция Владимира Владимировича была бы мягче.
Но это утопия.

А реальность такова, что по всему миру как грибы растут заградительные экономические барьеры, чего давно не наблюдалось. Наблюдалась, наоборот, глобализация. Но вектор резко начал меняться и, главным образом, с подачи развитых стран, тех же США или Европы, которая, напомню, на днях приняла решение защитить от иностранцев свой энергетический рынок.

Страны — инициаторы глобализации, и США в первую очередь, впервые столкнулись со встречным движением. Раньше процесс в общем-то состоял в экспансии развитых экономик на развивающиеся рынки. И вот глобализируемые огрызнулись, выказав возможности и желание покупать крупные и крупнейшие активы в развитых странах.

Речь в первую очередь идет о Китае и арабских странах. Россия только пытается встроиться в процесс. В ту же экономику США наши компании инвестировали всего 706 миллионов долларов. По сравнению с 70 миллиардами долларов от арабов это меньше, чем статистическая погрешность. Китайцы вложили в десять раз меньше арабов, но и в десять раз больше нашего.

Так что американская заградительная инициатива если и направлена против России, то в последнюю очередь. И жесткое выступление нашего президента наверняка было инициировано той самой силой, которая будет контролировать доступ иностранцев в стратегические сектора российской экономики, то есть ФСБ. Их интерес понятен: чем жестче будет закон, который уже принят Думой в первом чтении, тем большим будет количество согласований, а значит, и желание инвесторов согласовать все побыстрее и на взаимовыгодных условиях.

Никто не говорит о том, что для иностранцев вход в Россию будет закрыт. Скорее всего, он просто станет платным.

И все же очевидно, что этот политический по своей сути закон вряд ли добавит западным инвесторам энтузиазма. Может, поэтому в последнее время Россия пытается активизировать внешнеэкономические связи как раз с арабами и китайцами. Симптоматично, что после памятной мюнхенской речи Путин отправился в ближневосточное турне экономической направленности. Крупных контрактов не привез, зато нашел понимание, которое со временем в эти контракты наверняка трансформируется. Если арабов будут выборочно пускать в США, то куда им идти, если не в политически близкую и открытую для правильных инвесторов Россию.

Китайцев и вовсе звать не нужно. Они и так все прекрасно понимают. Например, сложную российскую диалектику взаимоотношений разных форм собственности и перехода одной формы в другую. Напомню, именно китайская CNPC в конечном итоге профинансировала приобретение «Роснефтью» «Юганскнефтегаза».

Проблема в том, что подобное взаимное инвестирование вряд ли даст тот синергетический эффект, который обычно ждут от иностранных инвестиций. Это ведь не должны быть просто деньги. Просто деньги есть и у нас, и мы даже думаем, куда бы их вложить. Очень, кстати, популярно покупать недвижимость в Дубаи…

Инвестиции предполагают импорт технологий, и в первую очередь — управленческих. Это, наверное, не последняя в числе причин, по которым старые развитые экономики стремятся отгородиться от новых амбициозных. Запад знаком с восточными управленческими технологиями, и они ему не нравятся. Восток (включая в этом контексте и Россию) тоже не в восторге от западных принципов открытости, прозрачности и святости частной собственности. Так что возникающие заградительные экономические барьеры — это явление на уровне сшибки менталитетов.