США сворачивают военные конфликты на Ближнем Востоке, чтобы развязать себе руки против Китая

На модерации Отложенный

Как сообщает «Инопресса», в ряде зарубежных изданий опубликованы аналитические материалы о ядерной программе Ирана в свете поставки российского топлива для Бушерской АЭС. Западные наблюдатели неприятно удивлены реакцией президента Буша, считая ее "схлопыванием курса", эксперты пытаются оценить последствия гипотетического ядерного конфликта в регионе.

Британское издание Economist публикует редакционную статью "Опасные связи". Когда Россия объявила, что начинает отгрузку низкообогащенного уранового топлива на гражданский ядерный реактор в Бушере, Джордж Буш попытался скрыть свое недовольство, притом что для международных попыток пресечь атомные амбиции Тегерана это означало крах. "Если иранцы принимают этот (российский) уран для гражданской электростанции, то им не нужно учиться обогащению", - заявил американский президент 17 декабря.

Теоретически это действительно так, пишет издание, однако Иран отказывается следовать логике. Отправляя сейчас топливо в Бушер, Россия ослабит дальнейшие попытки Совета Безопасности ООН положить конец иранскому сопротивлению. Кроме того, это грозит сорвать планы, призванные помешать распространению опасных ядерных технологий, в том числе на неспокойном Ближнем Востоке.

Economist задается вопросом: почему же отношение к Бушеру изменилось, хотя Иран не сдвинулся со своих позиций? Придержав топливо для Бушера, Россия была в состоянии оказывать давление на Тегеран в атомном противостоянии, которое может закончиться поражением. К тому же нежелание Буша исключить возможность удара по ядерным объектам Ирана кажется гораздо менее серьезным с тех пор, как последний отчет Национальной разведки сообщил, что Иран остановил определенные составляющие оружейной программы еще в 2003 году.
Между тем Россия приняла решение о поставках топлива еще до публикации отчета Национальной разведки США, указывает издание, приводя мнение Марка Фицпатрика, эксперта лондонского Международного института стратегических исследований: возможно, Москва руководствовалась финансовыми мотивами. Москва хочет выглядеть надежным поставщиком, чтобы подписывать новые контракты на строительство реакторов. Россия, Америка, ряд европейских стран, Япония и другие государства, далеко продвинувшиеся в производстве ядерного топлива, рассматривают возможность поставлять его и работать с отходами, чтобы тем самым помешать развитию иранских атомных технологий. Однако Россия дает Тегерану понять, что можно получить одновременно и то и другое, сетует издание.

Генри Соколски в Weekly Standard страстно критикует президента Буша, который "одобряет поставки топлива из России в Бушер". Как можно приветствовать ввоз ядерного топлива в Иран - в страну, которую МАГАТЭ и Совет Безопасности ООН осудили за нарушения обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия? В практическом плане это лишь приблизит Тегеран к созданию бомбы.

В реальности иранская программа производства топлива и развития ядерной энергетики - это блеф в коммерческом отношении и в плане энергетической безопасности, утверждает автор. Как неоднократно подробно объяснял в своих публичных свидетельствах и речах во время первого срока Буша госсекретарь США Джон Болтон, Иран разбазарил больше природного газа и энергии, чем когда-либо сможет вырабатывать Бушер (и это будет продолжаться еще много лет). Кроме того, у Ирана недостаточно своих запасов урана даже на снабжение топливом Бушера. Подытожим: если бы ядерные программы Ирана были направлены исключительно на выработку электроэнергии надежными, экономически целесообразными методами, они не имели бы смысла. Но они направлены на другое - на производство бомб.

К сожалению, Болтон оставил свой пост и больше не оказывает влияния. Однако он начал терять контроль над этими вопросами еще до отставки. В начале 2005 года Госдепартамент убедил президента Буша прекратить возражать против завершения строительства Бушера и сконцентрироваться лишь на том, чтобы заставить Иран прекратить деятельность по производству ядерного топлива. Затем была совершена безрассудная попытка напугать Иран и умиротворить тех, кто стремился к атомной энергетике: в 2006 году Госдепартамент и министерство энергетики США начали разрабатывать соглашения о сотрудничестве в ядерной сфере с Иорданией, Ливией, Египтом, Турцией; а совсем недавно, в текущем месяце, и с Саудовской Аравией. Цель этих договоренностей - обеспечить ввод в строй дополнительных реакторов размером с Бушерский в этих странах к 2020 году.

Как обосновать эти затеи в экономическом плане (все эти страны, как и Иран, либо буквально купаются в природном газе, либо имеют на своей территории крупные газопроводы), в лучшем случае неясно. Зато, к сожалению, ясно, что Америка теперь твердо привержена неоправданной надежде, что ей каким-то образом удастся продвинуть принципы "мирного атома" на раздираемом войной Ближнем Востоке и получить Иран с ядерной программой, но без бомбы. Скажу без обиняков: нам всем будет лучше, если мы развернем свой курс на 180 градусов. Теперь вопрос лишь в том, как это сделать, заключает Соколски.

Израильская Jerusalem Post пересказывает доклад, который недавно обнародовал вашингтонский Центр стратегических и международных исследований (CSIS) - его возглавляет Энтони Кордсман, бывший аналитик министерства обороны США. По американским оценкам, сообщает издание, если бы между Израилем и Ираном началась ядерная война, 16-20 млн иранцев и 200-800 тыс. израильтян лишились бы жизни. В исследовании приведены различные сценарии и делается попытка спрогнозировать действия региональных держав, а также США.
По оценкам докладчиков, ядерная война продлится около трех недель и в конечном итоге закончится уничтожением Ирана, поскольку Израиль, как считается, располагает гораздо более мощным оружием. Израиль, по этому сценарию, с большой долей вероятности уцелеет.

Вероятными целями для иранского удара станут Тель-Авив и Хайфский залив, а ответный удар Израиль может нанести по таким городам, как Тегеран, Тебриз, Казвин, Исфахан, Шираз, Йезд, Керман, Кум, Ахваз и Керманшах.

Как утверждается в исследовании, израильская противоракетная система Arrow станет препятствием для иранского удара, так как ей удастся сбить большую часть ракет. В то же время Израиль сможет бить по большинству иранских городов с предельной точностью благодаря высокому разрешению спутниковых изображений, которыми обладает страна.

Согласно другому приведенному сценарию, в конфликт вмешается Сирия, которая обстреляет израильские города ракетами с химическими и бактериологическими боеголовками. По данным доклада, в подобном случае будет убито до 800 тыс. израильтян. Но Сирии придется гораздо хуже: если Израиль применит ядерное оружие, погибнет около 18 млн сирийских граждан. Если же в войну вступит Египет, говорится в докладе, Израиль нанесет ядерный удар по Каиру и другим египетским городам, а также уничтожит Асуанскую плотину.

Комментируя по телефону из Стамбула ход дискуссии о ядерной проблеме Ирана, обозреватель ФОРУМа.мск Руслан Саидов сказал:
«Налицо истерика сторонников нанесения американского удара по Ирану, в числе которых американские неоконы во главе с вице-президентом Ричардом Чейни, и влиятельные круги Израиля как из Ликуда, так и из Кадимы. Причина истерики - дефицит времени, которого остается все меньше до ноябрьских выборов в США, после которых о военной акции, видимо, придется забыть вне зависимости от того, кто победит: республиканец или демократ.

Между тем и в нынешней администрации Буша сторонники удара по Ирану явно пока проигрывают умеренным во главе с министром обороны Робертом Гейтсом, внешнеполитическая позиция которых сейчас значительно ближе к взглядам Демократической партии, чем к неоконам.
В регионе Ближнего Востока Роберт Гейтс последовательно продвигает линию на достижение компромиссов. При посредничестве Саудовской Аравии, Иордании и ОАЭ он вышел на контакт с лидером партии Баас Изатом Ибрагимом, вице-президентом Ирака при Саддаме Хусейне. По замыслу, мусульмане-сунниты из Баас должны стать противовесом как иракской Аль-Кайде, так и иракским шиитам, за которыми стоит Иран.
Гейт стоял за недавним докладом Национальной разведки США, в котором говорилось, что Иран с 2003 года свернул свою военную ядерную программу. Доклад фактически ставит крест на аргументах в пользу удара по иранским ядерным объектам. Это означает, в частности, что весенние парламентские выборы в Иране пройдут в относительно спокойной атмосфере, что практически гарантирует поражение сторонников президента Махмуда Ахмадинежада и успех его главного оппонента - экс-президента Али-Акбара Хашеми-Рафсанджани.
Гейтсу удалось максимально локализовать конфликт между Турцией и курдами на севере Ирака. Он фактически убедил Сирию пойти на мир с Израилем, по условиям которого в обмен на возвращение Голанских высот, Дамаск прекратит поддерживать террористов и радикальных исламистов в Ливане и Палестине, и отойдет от сотрудничества с Тегераном.

Наконец, запущен переговорный процесс между Израилем и президентом Палестины Абу-Мазеном, что позволило возобновить программу многомиллиардной международной помощи движению ФАХТ на Западном берегу Иордана в противовес радикальным исламистам из ХАМАСа в секторе Газа.

«Разруливание» конфликтов на Ближнем Востоке необходимо умеренным республиканцам и демократам США, так как в американской элите созрело убеждение в необходимости сконцентрироваться и решить китайский вопрос в ближайшие годы. Если этого не сделать сейчас относительно мирными средствами, лет через 5-10 остановить рост и экспансию Китая без большой войны будет уже невозможно.
По замыслу, в связи с известными американскими и мировыми экономическими трудностями и под их предлогом, Китаю вскоре, видимо, предъявят требования девальвировать юань и ограничить экспорт в США и другие развитые страны, грозя в случае отказа односторонними жесткими протекционистскими мерами.

Сокращение экспорта из КНР неминуемо приведет к снижению экономического роста, что чревато внутренней нестабильностью в Поднебесной, и снижению спроса на нефть. Это, в свою очередь, повлияет на мировые цены в сторону их снижения. Следует помнить, что демократы США - партия низких нефтяных цен, благоприятствующих вкупе с протекционизмом реиндустриализации США. При Клинтоне, кто помнит, нефтяные цены опускались до 8-9 долларов за баррель.

Совершенно очевидно, что подобная программа, рассчитанная как раз минимум лет на 5-10, требует концентрации больших ресурсов и будет весьма болезненна и для США. В таких условиях американцам совершенно ни к чему отстаиваемые неоконами и израильтянами бессмысленные конфликты на Ближнем Востоке.

Ни к чему им также конфронтация с Россией, даже виртуальная. Именно поэтому, кстати, столько положительных оценок в Америке и Европе вызвало назначение преемником Владимира Путина Дмитрия Медведева, имеющего репутацию либерала.

В отличие от несуществующего «Плана Путина», «План Медведева» вполне реален, он хорошо известен на Западе. Осенью прошлого года его основные контуры разъяснял в Вашингтоне Александр Волошин. А зимой в Давосе его презентовал уже сам Дмитрий Медведев, которому ассистировали Анатолий Чубайс и Герман Греф.

Кстати, как считают в США, падение мировых цен на нефть может подтолкнуть реализацию «Плана Медведева», так как продемонстрирует российскому обществу бесперспективность сырьевой экономики Владимира Путина. Американцы в этой связи подчеркивают, что однажды, в середине 80-х годов прошлого века, искусственное, вызванное сговором США и Саудовской Аравии, падение мировых цен на нефть уже подтолкнуло процессы Перестройки в СССР».