Косово – не последний территориальный конфликт на Балканах

На модерации Отложенный Сербы – чемпионы мира по умению портить себе жизнь. И сербы Митровицы – не исключение из правила: позавчера они набросились на ооновских солдат (и даже спровоцировали гибель одного украинского солдата). На протяжении последних 20 лет сербы показали, что они не в состоянии сдерживать свой гнев, не давая ему выливаться в насилие.

Распад Югославии короля Александра и Тито – один из самых поразительных в современной истории политических шагов назад, особенно учитывая, что он был сделан в тот самый момент, когда в соответствии с Маастрихтским соглашением создавалось единое европейское политическое и денежное пространство. История подтвердит правоту тех редких интеллектуалов, которые высказывались против отвратительных балканских отклонений начала 1990-х, связанных с проблемами самоидентификации, точно так же, как она уже осудила бойни, осуществленные во имя "этнической чистоты", наихудшим примером которых остается чистка в Сребренице (июль 1995 года). Никогда политические разногласия, каковы бы ни были их причины, не смогут оправдать массовое убийство людей.

В марте 1999 года американский президент Клинтон торжественно пообещал, что будет создано "многонациональное и мирное Косово", чтобы оправдаться за проведенные НАТО бомбардировки Сербии. Эта война не была одобрена Советом Безопасности ООН и открыто нарушала хартию НАТО, исключительно оборонительной организации.

Сегодня Косово нельзя назвать ни многонациональным, ни мирным. Многонациональным его нельзя назвать потому, что солдаты НАТО, заменившие сербские силы безопасности в крае в июне 1999 года, оказались не в силах предотвратить этническую чистку, направленную против неалбанцев. В те времена десятки тысяч сербов жили в столице края Приштине или в традиционном (с XIII века) месте пребывания патриархата сербской православной церкви – городе Печь. Что касается восстановления порядка, то это порядок мафиозных кланов и их всевозможной незаконной торговли (наркотики, проституция по принуждению и т.д.).

Выжившие в одной из самых радикальных этнических чисток в балканской истории, сербы Митровицы вправе гневаться. Они не хотят подчиняться албанско-косовскому правительству, руководители которого – выходцы из АОК, герильи, прославившейся бесчисленными репрессиями против мирных сербов.

Им наплевать, что американцы и большинство европейцев пошли на риск нарушения действующего международного права, лишь бы признать независимость Косово. Они не понимают, что Сербия потеряла Косово не в феврале 2008 года, а гораздо раньше, в годы после Второй мировой войны, отмеченные сокращением рождаемости среди сербов и их исходом из деревень на север.

Как только распалась Югославия, стало ясно, что косовские албанцы потребуют отделения от сербов, с которыми их не объединяет ни язык, ни религия, ни основополагающие исторические мифы. Введенные некогда в заблуждение обещаниями демагога Милошевича, косовские сербы стали бессильными жертвами политического цунами, последовавшего за распадом Югославии.

Но на Балканах есть и более серьезная проблема, чем защита последних косовских сербов.

Опьяненный неожиданным падением европейского коммунизма в ноябре 1989 года, Запад неосторожно открыл "ящик Пандоры" территориальных притязаний и ирредентизма на Балканах. В ноябре 1995 года на Дейтонской конференции, где был восстановлен мир в Боснии, у Запада был шанс его закрыть. Но – из-за лени или малодушия – американцы и европейцы в Дейтоне отказались рассматривать иные проблемы, кроме боснийской.

Вопрос албанского ирредентизма еще далеко не урегулирован. Что произойдет, когда албанцы Македонии, составляющие подавляющее большинство населения на западе этой маленькой страны, созданной в 1992 году, в свою очередь, тоже провозгласят независимость? Запад повсюду кричит о том, что независимость Косово – особый случай, который не создаст прецедента в международной политике, однако подобные утверждения никого не убеждают.

Что произойдет, когда хорваты Герцеговины потребуют формального присоединения к Хорватии? Город Мостар сегодня столь же разделен, как и в 1994 году, когда американцам удалось установить перемирие (говорить о мире было бы преувеличением) между противостоящими друг другу хорватами и мусульманами.

Что произойдет, когда боснийские сербы, которые явно не в ладах с центральным правительством в Сараево, тоже потребуют независимости? Очевидно, что необходима новая международная конференция по Балканам, целью которой станет закрепление четких границ.