Не стесненные ограничениями расточительные русские страстно рвутся за границу

На модерации Отложенный На покупку путевки в местной турфирме у Елены Касьяновой ушло примерно столько же времени, сколько требуется, чтобы заскочить на рынок за продуктами. И вот она уже отдыхает на побережье Средиземного моря, в Анталии. Елена – представительница рабочего класса, типичная жительница российской глубинки и дитя советской эпохи: она до сих пор хорошо помнит унизительные ограничения, из-за которых сложно было достать не то что авиабилет – загранпаспорт.

По всему пляжу таких, как Касьянова, множество.

Одна из самых устойчивых перемен в жизни россиян в последние годы произошла не в самой России, а в местах вроде этого прибрежного региона Турции, где из-за наплыва русских туристов и в угоду им возникла настоящая мини-индустрия. Те, кому при коммунизме редко позволялось делать вылазки за рубеж, а сразу после падения политических препятствий не хватало на это денег, теперь ездят по миру. И получают от этого удовольствие.

Пожалуй, не найти более подходящего символа роста российской туристической индустрии, чем отель, в котором остановилась Касьянова, Kremlin Palace Hotel – что-то сродни известным фантасмагорическим декорациям Лас-Вегаса, только на побережье. Здания этой гостиницы воспроизводят основные достопримечательности Кремля и ближайших окрестностей. Какой резон ездить в прежние места, если можно порезвиться у бассейна в виду весьма убедительных куполов-луковок копии Храма Василия Блаженного? (Кутаться от холода не придется!).

51-летняя Касьянова, медсестра из Калужской области, центр которой расположен в 125 милях к юго-западу от Москвы, за последние годы побывала в Египте, Венгрии и Турции, а в планах у нее – Западная Европа. Для Касьяновой, как и для других россиян, у которых мы брали интервью, возможность путешествовать означает не только экономическое возрождение России при Владимире Путине, но и тот факт, что ее страна, в каком-то базовом смысле, стала нормальной.

Располагая свободным временем и небольшой суммой денег, вы можете путешествовать – как граждане любой другой страны.

"Сейчас это стало так просто – покупаешь за 800 долларов путевку, и вот ты здесь, в этом раю", – говорит Касьянова. Как и многих других россиян, ее забавляет обстановка, но ей также интересно посмотреть горы и другие места по соседству: "Это говорит о высоком уровне жизни в России, жизнь в России налаживается".

Люди приезжают изо всех уголков страны. Табло прибытия в местном аэропорту выглядит как учебник по географии России для начальных классов: здесь есть чартеры из Москвы и Ростова-на-Дону (на юге), из Казани (в центральной России) и Новосибирска (Сибирь), из других городов.

По данным российского правительства, к 2006 году численность российских туристов, выезжающих за пределы бывшего СССР достигла 7,1 млн человек, в то время как в 1995 году эта цифра составляла 2,6 млн.

В 2007 году в Турцию съездили рекордные 2,5 млн россиян, что на 33% больше, чем в 2006 году, сообщают турецкие чиновники. Россию в этом смысле обгоняет лишь образчик европейского благосостояния – Германия (в 1988 году, за несколько лет до падения Советского Союза, Турцию посетили всего 22 тыс. советских граждан).

Российский туристический бум происходит на фоне резкого увеличения туристических потоков и на европейском континенте – в связи с появлением низкобюджетных авиаперевозчиков. Однако для россиян возможность путешествовать особенно ценна.

Впервые в истории России широкие слои населения могут познакомиться с жизнью в отдаленных странах, и благодаря этому сходят на нет обособленность и зашоренность, возникшие в советскую эпоху. В те времена людям не просто запрещали выезжать за границу: пропаганда внушала им, что Советский Союз – бесспорно, лучшая страна в мире, и нет нужды куда-либо ездить.

Тот, кто в советские времена хотел совершить зарубежное путешествие, как правило, должен был получить официальное разрешение.

Если его давали, после пересечения границы за туристом велось плотное наблюдение. Еще до вылета его часто отправляли на специальные курсы, где объясняли, как себя вести и как избегать опасностей заграничного влияния. Если человек был не на самом хорошем счету у партии, шансов выехать у него почти не было.

Особенно тягостными ограничения на туризм делались в условиях длинной и темной русской зимы.

"Для нас попасть сюда – это все равно что очутиться в сказке", – говорит Лилия Валеева, 46-летняя служащая из Челябинска (город у подножья Восточного Урала). Два года назад Валеева впервые съездила в Турцию, раньше она никогда не была за границей. С тех пор она возвращалась туда еще дважды.

"Можно собственным глазами посмотреть другие страны, увидеть, как люди живут", – говорит она.

Многие из опрошенных россиян считают возможность путешествовать заслугой Путина, бывшего президента и нынешнего премьер-министра, который, по их словам, обеспечил рост благосостояния в России.

"Не то что раньше, когда мы всего боялись, – говорит 32-летняя Лариса Казакова, риелтор из Екатеринбурга. – Мы путешествуем и хорошо живем".

Сегодня россияне могут сравнивать уровень сервиса за рубежом и у себя дома, вращаться в одном кругу с туристами из других стран. Как этот опыт скажется на их видении обстановки в собственной стране – вот интригующий вопрос.

Писатель и публицист Виктор Ерофеев отмечает, что чем больше россияне путешествуют, тем больше они избавляются от некоторой грубости, в свое время присущей советскому обществу.

"Из-за всех этих путешествий происходит изменение ментальности внутри страны, – говорит Ерофеев. – Люди теперь стремятся к удовольствиям, будь то в московских ночных клубах или в ресторанах. В путешествиях они находят продолжение этих удовольствий. Просто для того, чтобы вести приятную жизнь, не болеть, хорошо себя чувствовать. Жизненные ориентиры россиян меняются, смещаются от "Мне вообще все равно" к "Я бы хотел жить лучше". Часть этой тенденции – путешествия. Мир становится частью их жизни".

Российские туристы из первой крупной волны, хлынувшей за рубеж после падения Советского Союза, не всегда давали повод для национальной гордости: иногда они вели себя как какие-нибудь буйные девятиклассники из Флориды на весенних каникулах. Ходили байки об отелях, которые ограничивают у себя число русских, а то и вообще не принимают туристов из России как не знающих меры в употреблении спиртного.

Управляющие турецких отелей говорят, что теперь страсти в основном улеглись: многие россияне приезжают сюда в отпуск семьями, и проблемы возникают сравнительно редко.

"Мне никто не верит, когда я это говорю, но немцы пьют еще больше, чем русские, – говорит Али Акгюн, менеджер другого местного отеля, Kemer Holiday Club. – Просто русские пьют немного быстрее".

Теперь главная головная боль для руководства турецких отелей – где в достаточном количестве взять русскоговорящих сотрудников. Работники туристической индустрии, которые освоили немецкий и английский, снова отправились идут на языковые курсы.

"Сейчас все учат русский", – говорит Суат Эсенли, служащий Kremlin Palace Hotel. Этот отель открылся в 2003, как раз когда начался взлет российского туризма, здесь более 800 номеров. Около 60% гостей отеля, как правило, приезжают из стран бывшего СССР, остальные – из других частей Европы.

Между тем в стремлении окружить гостей из России комфортом хозяева иной раз заходят слишком далеко. Так, в одном из ресторанов отеля решили подавать блюда "для услады русского сердца" – борщ, блины и тому подобное. Меню пришлось полностью поменять. Оказалось, что россиянам меньше всего нужна еда, которой они наелись дома.