В какой стране лучше всего заниматься бизнесом?

Чтобы определить, где лучше вести бизнес, надо прежде всего найти страны с самой удобной юридической системой. В число основных показателей, соответственно, войдут простота регистрации и закрытия предприятия, права нанимателя в отношениях с работниками, защищенность его вкладов, а также особенности налоговой системы. Начать - полдела

Процедуры регистрации нового предприятия в разных странах сильно различаются. Возьмем в качестве точки отсчета регистрацию общества с ограниченной ответственностью. Эта форма предпринимательства, как правило, не требует сложной системы управления и большого уставного капитала. Но потратить некоторое время и деньги на создание ООО придется в любом случае, в какой бы стране вы ни находились.

В Суринаме каждому желающему открыть собственное дело потребуется потратить на это почти два года - в среднем 694 дня. При этом обязательное внесение доли начального капитала (минимум $40-50) на банковский депозит, проверка уникальности выбранного названия фирмы и прочие присутствующие и в других странах этапы регистрации занимают считанные сутки. Получение торговой лицензии иногда затягивается на шесть месяцев. Но дольше всего необходимо дожидаться разрешения главы государства на открытие бизнеса. В стране, где проживает 470 тыс. человек, президент лично принимает решение по каждой заявке на новое предприятие. Это занимает 500 дней. Потом решение должно быть опубликовано в государственной Official Gazette. Впрочем, предприятие может работать и не дожидаясь подтверждения президента, но только в режиме полной, а не ограниченной ответственности учредителей.

Регистрация ООО может быть и менее продолжительной, но куда более затратной. К примеру, в Объединенных Арабских Эмиратах процедура занимает чуть более двух месяцев, однако минимальный размер вносимого на банковский счет уставного капитала превышает $80 тыс. Это требование отсекает всех желающих открыть небольшое предприятие. Подобное условие раньше существовало и в другой нефтяной монархии Персидского залива: в Саудовской Аравии уставный капитал не мог быть менее $124 464. Однако в июне 2007 года эта страна отказалась от этого требования и сократила количество процедур для регистрации фирмы с 13 до 7. В итоге ежегодный прирост новых предприятий там составил 81%.

В развитых странах постоянно проводятся реформы с целью сделать регистрацию нового предприятия как можно более простой, дешевой и быстрой. В Дании предприниматель способен основать свое дело через интернет. Для этого надо получить электронную подпись, зарегистрировать предприятие в торговом реестре и налоговой службе, а также представить уставные документы. Все данные проверяются автоматически, без вмешательства чиновников. Во многом благодаря этому процедура регистрации теперь занимает в Дании всего шесть дней. Такие же технологии начали использовать с 2003 года еще 12 государств, среди которых Бельгия, Ирландия, Маврикий и Норвегия. Одним из главных преимуществ цифровой регистрации эксперты называют снижение коррупции - электронную систему не подкупишь.

Однако быстрее и проще всего оформление нового предприятия происходит в Австралии. Там для регистрации необходимо пройти только две процедуры. Весь процесс занимает обычно два дня и обходится примерно в $370. Для начала надо заполнить заявку, в которой указываются название фирмы, ее юридический адрес, часы работы, руководители (один из которых должен иметь австралийское гражданство), участники и их вклады. Как только заявка будет правильно заполнена и подписана учредителями, предприятие регистрируется в Австралийском комитете ценных бумаг и инвестиций. На втором этапе необходимо только получить идентификационный номер предприятия через интернет.

Россия еще не достигла уровня развитых стран, но уже заметно опередила как Суринам, так и арабские нефтяные монархии: на регистрацию предприятия требуется в среднем 29 дней.

Таким образом, лучшие условия для открытия предприятия созданы в Австралии, где электронные технологии и минимальный набор процедур сделали регистрацию простой и быстрой.

Остаться в живых

Если в планы входит не только начать бизнес, но и поддерживать его работу как можно дольше, следует присмотреться к странам, в которых интересы предпринимателей наиболее защищены в трех сферах: с точки зрения уплаты налогов, в отношениях с наемными работниками и в сохранении инвестиций.

Наиболее легким налоговым бременем могут похвастаться Мальдивы, где небольшому предприятию в год требуется платить только один налог, не превышающий 10% от прибыли. За Мальдивами в этой категории следует Сингапур, где все налоги (их пять, и они в среднем составляют 23,2% от прибыли) можно заплатить, не выходя из дома, для этого нужно заполнить несколько электронных форм в интернете. Такая же простая онлайновая система действует и в Швеции. Налогов там всего два, однако их уровень выше - около 54% от прибыли. А вот на Украине, где объем налогов примерно такой же, процедура их оплаты гораздо сложнее: требуется в среднем 2000 часов, чтобы выполнить 99 налоговых обязательств.

Второй после налогов головной болью начинающего предпринимателя становится наем работников. Некоторые государства, скажем Боливия или Венесуэла, обладают очень жестким законодательством, формально призванным защитить права трудящихся. По законам этих республик нельзя увольнять людей с низкой заработной платой, каких в стране подавляющее большинство. Сокращения штата предприятий также запрещены. К тому же, существуют ограничения на работу в ночные часы и выходные, а продолжительность оплачиваемого отпуска достигает 30 дней.

Из-за такого положения дел предприниматели предпочитают нанимать работников неформально. В особенности это касается женщин, молодых и неквалифицированных работников. Они составляют основную часть рабочей силы, которая трудится на венесуэльских и боливийских предприятиях без официальной регистрации. Это примерно половина всех наемных работников в стране. Такие работники не могут получить никаких социальных выплат и гарантий, и их права в отношениях с работодателем не защищены вовсе.

Многие развитые страны предпочитают действовать по-другому. Они предоставляют предпринимателю приятную свободу действий в отношениях с подчиненными, не вводя ограничений на работу ночью и в выходные дни, а также позволяя проводить сокращения персонала без особых проблем. К таким странам можно отнести Сингапур и Соединенные Штаты, в которых индекс жесткости трудового законодательства, по оценке Всемирного банка, равен 0 из 100 (в Венесуэле и Боливии он достигает 79). Иногда это выливается в массовые сокращения: в США, например, за прошедший март было уволено 80 тыс. работников. Но, с другой стороны, такие законы способствуют расширению формального сектора труда и позволяют работникам официально переходить с одного рабочего места на другое. В исследовании Мохаммеда Амина, проведенном для Всемирного банка в 2007 году, говорится, что введение жесткого по отношению к предпринимателям трудового законодательства в индийском штате Махараштра привело к снижению количества рабочих мест в розничной торговле на 15%. Вместо того чтобы нанимать работников, предприниматели покупали дорогостоящее компьютерное оборудование, которое позволяло им выполнять работу меньшими силами.

Однако если рассматривать условия для бизнеса с позиции рядового акционера, надо учесть не только отношения предприятия с персоналом, но и защиту инвестиций от неправомерных действий руководства. В некоторых странах миноритарным акционерам недоступны отчетные документы компании по совершенным сделкам, решение о проведении которых принимает совет директоров. Так происходит, например, в Швейцарии, где закон не обязывает раскрывать подробности сделок даже в годовом отчете компании. При этом директора могут заключать договоры в своих интересах, противоречащих интересам предприятия, не советуясь с другими акционерами. Законодательные системы, позволяющие разрешать такие противоречия, лучше всего налажены в Новой Зеландии и Сингапуре, которые заняли первые два места в категории защиты инвестиций в рейтинге Всемирного банка. В этих странах даже акционеры, владеющие менее 10% акций, имеют право запросить проверку подозрительных сделок компании, и, если обнаружится, что их права были ущемлены, а инвестиции использованы недобросовестно, они могут подать в суд, привлекая любую информацию о деятельности компании.

Однако, как правило, акционерам предприятия угрожают не члены совета директоров, принимающие решения в свою пользу, а другие компании, которые попросту не выполняют заключенные контракты. В данном случае стоит оценить то, насколько легко можно заставить партнера выполнить обязательства, используя судебные процедуры. Создание эффективной судебной системы - задача непростая даже для относительно развитых стран. Скажем, в Словении судебные процессы занимают в среднем 1350 дней, во время которых требуется пройти через 32 процедуры, что делает расходы на разбирательства очень разорительными. Под давлением ЕС Словении в 2006 году пришлось принять закон о выплате истцу €5000 в качестве компенсации за задержку разбирательства. Однако в таких странах и территориях, как Сингапур или Гонконг (Сянган), судебные процессы длятся всего около 200 дней и требуют проведения 20 процедур.

Таким образом, ключевые сферы ведения бизнеса должным образом защищены в целом ряде стран - в США, Новой Зеландии, Гонконге и Сингапуре. Только Сингапур, однако, смог войти в тройку лидеров во всех категориях - от простоты налоговой системы до высокой защищенности инвестиций акционеров.

Уйти с честью

Если все попытки сохранить предприятие прибыльным провалились, и оно обанкротилось, возникает вопрос о его закрытии. На первый взгляд, эта процедура должна быть довольно проста. Однако в большинстве стран она затягивается на несколько лет. Скажем, в Индии закрытие компании среднего размера (со штатом в 200 сотрудников) может занять до 10 лет. Конечно, чем дольше длится процесс ликвидации, тем он более затратный, но прямой зависимости нет. В Индии придется потратить на процедуру 9% от стоимости имущества несостоявшегося предприятия, но вы сможете вернуть около 11% своих вложений. А в Центральноафриканской Республике закрытие компании займет пять лет, во время которых надо будет заплатить более 70% стоимости ее имущества. И никакие вложенные средства вернуть не удастся.

Поскольку сложность ликвидации компании может отпугнуть молодых предпринимателей, развитые страны стараются сделать эту процедуру максимально безболезненной. Наибольших успехов в этом добились Япония, Сингапур и Норвегия. Инвесторам удается вернуть более 90% своих вкладов, а сама ликвидация занимает менее года.

Таким образом, закрыть предприятие без больших потерь и в кратчайшие сроки позволяет законодательство Японии, Сингапура и Норвегии.

Сухой остаток

Учитывая высокие позиции Сингапура сразу в нескольких категориях, можно утверждать, что именно в этой стране созданы лучшие условия для предпринимательства.

Рейтинг простоты регистрации предприятия*

\"

Источник: http://www.rokf.ru/investment/2008/04/28/084405.html

0
8791
0