Ученые испытывают математические алгоритмы поиска любви

По вполне понятным причинам на протяжении многих веков хрупкое семейное счастье детей считалось материей слишком тонкой, что отдавать её им в собственные руки. Композицией будущих брачных пар занимались взрослые: иногда в расчет шли соображения материальные — надо было способствовать процветанию семейного дела, преумножать семейное богатство, иногда дети рассматривались орудием при «выращивании» надлежащего генеалогического дерева, иногда их счастье доверялось астрологам или свахам.

Так продолжалось до тех пор, пока на Западе не произошла «революция Ромео и Джульетт», давшая молодым право на самостоятельный выбор. Взрослые оставили детей на какое-то время в покое, позволив им заниматься всем, чем они хотят. Но в решение самого важного вопроса — с кем провести большую часть жизни, — дети вновь и вновь обращаются к помощи взрослых. Только на этот раз эта помощь несколько замаскирована. Регистрируясь на сайтах знакомств, они редко задумываются о том, как именно они работают.

Ученые-социологи заново открыли преимущества контроля со стороны взрослых, но на этот раз взрослых, имеющих докторские степени и вооруженных данными психометрических исследований. Это очень образованные и деликатные взрослые, умеющие прятаться и выдавать свои рекомендации за волю случая. Онлайновые брачные агентства переживают бум, а работающие на них ученые испытывают алгоритмы поиска любви.

«Мы умеем описывать развитие отношений в парах при помощи системы нелинейных дифференциальных уравнений, учитывающих особенности их физиологии и восприятия, — объяснял крупный специалист в этой области основатель Готтмановского института (The Gottman Institute) Джон Готтман интервьюеру из фонда „Edge“, — И эти уравнения позволят нам с 90% вероятностью предсказать устойчивость отношений на трехлетний период».

Новая идеология в построении сайта знакомств заключается в том, чтобы не давать мужчине или женщине полной свободы и не позволять им самостоятельно копаться в многочисленных досье тех, кто представляется им подходящими по возрасту и социальному положению. Современная поисковая система должна просчитать, какая именно партнерша будет идеальной женой или, соответственно, какой именно партнер окажется идеальным мужем с точки зрения теории, разработанной в Готтмановском институте или в другом подобном учреждении.

Необходимые ингредиенты

Студент и студентка из Южной Калифорнии познакомились в ходе эксперимента по проверке их «межличностной химии». В соответствии с планом эксперимента инициативу берет в свои руки студент-старшекурсник и спрашивает едва начавшую учиться девушку, какие дисциплины она выбрала в качестве специализации. «Испанский язык и социология», — отвечает та. «Интересно, — говорит он. — Я тоже специализировался по социологии. А чем же ты собираешься заниматься?» — «Моей страстью всегда были испанской язык и испанская культура. Я люблю путешествовать, знакомиться с новыми культурами и местами».

Разговор совсем не похож на беседу влюбленных, но социопсихолог Джан Гонзага (Gian Gonzaga), просматривая его видеозапись, полагает, что у этой пары есть хорошие шансы в развитии отношений. Они одновременно кивали и улыбались друг другу, девушка время от времени поднимала руку, приглаживая волосы, и проводила по губам кончиком языка. С точки зрения экспертов из лаборатории eHarmony lab всё это может служить признаком начавшейся «реакции». Продавая маленькими порциями свои «химические» секреты, они надеются создать новый и необычайно доходный бизнес по формированию идеальных супружеских пар.

Успех поддерживаемому ею сетевому сервису eHarmony.com ещё восемь лет назад принесла своеобразная политика сводничества, лишавшая клиентов возможности самостоятельно выбирать себе партнеров. Вместо этого им предлагают ответить на 258 вопросов личностного теста, по итогам которого подбирают потенциальных кандидатов. Согласно внутренней статистике агентства, в прошлом году его деятельность стала причиной почти 2% заключенных в Америке браков, а это почти 120 свадеб в день.

Успех рождает подражателей, и вот уже крупнейшая онлайновая служба знакомств Match.com, до того предоставляющая клиентам полную в самостоятельном подборе партнеров, открыла новый сервис Chemistry.com, которая занимается составлением пар на основе модели, созданной антропологом из университета Рутгерса (Rutgers University) Элен Фишер (Helen E. Fisher). Она тоже давно занимается изучением необходимых ингредиентов любовной реакции.

Положение ученого, начавшего активно сотрудничать с онлайновым брачным агентством, довольно сложное. С одной стороны, ему приходится подчас критиковать методы коллег, сотрудничающих с другим аналогичным агентством, не только из научных соображений, но и из корпоративной солидарности. С другой стороны, они получают уникальную возможность проверять свои теории на статистических выборках колоссальных объемов. Как утверждают в брачном агентстве eHarmony, их анкету заполнили уже более девятнадцати миллионов человек.

Алгоритм для них разрабатывал десять лет назад социопсихолог Галеном Бакуолтером (Galen Buckwalter), бывшим профессором университета Южной Калифорнии (University of Southern California). Исходя из данных о том, что сходство личностных качеств предопределяет счастливый брак, он предложил 5 000 женатых пар ответить на несколько сот вопросов, раскрывающих их личностные качества, и сопоставил их ответы с тем, насколько они счастливы в браке, что в свою очередь определялось по методом парных совпадений (dyadic adjustment scale). Этот метод позволяет сначала отнести человека к одному из двух классов по каждому из двадцати девяти «свойств личности» — таким, как тип общественного поведения, темперамент, опыт в том или ином деле, а затем найти человека с похожим «профилем».

«Мы не ищем клонов, но наши модели подчеркивают сходство личностей и ценностей, — не раз объяснял суть метода Бакуолтер. — Довольно часто различия поначалу кажутся привлекательными, но по прошествии двух лет начинают приводить к конфликтам… Людям намного легче строить отношения, если не приходится преодолевать различия».

Насколько эффективен этот метод? Миллионы клиентов и поступающие от них платежи (до 60 долларов в месяц) дают eHarmony информацию и средства для того, чтобы проводить ультрасовременные исследования и привлекать лучших специалистов — таких, как доктор Гонзага, когда-то работавший в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA).

Неконструктивная критика

Как говорил классик, практика — критерий истины. Как ни велики собранные агентствами базы, деликатность выполняемой ими работы не позволяет эти базы открывать. И судить об эффективности используемых методов и моделей можно только по тому, что говорят сами работающие в агентствах специалисты. Сама eHarmony lab объявила о начале длительного социологического повторное исследования, в котором пары, образовавшиеся благодаря посредничеству агентства, будут сравниваться с контрольной группой — с парами, сложившимися без его участия. Доктор Бакуолтер говорит, что материалы исследования будут опубликованы, однако детали модели раскрываться все равно не будут. С точки зрения бизнеса, это, возможно, и разумный ход, но он делает eHarmony объектом критики со стороны ученых, не говоря уже о конкурентах.

А конкуренты и так находят множество поводов предъявить eHarmony свои претензии. Chemistry.com, например, считает их серьезным упущением отказ работать с гомосексуальными парами. eHarmony lab наносит ответные удары: им удалось добиться, чтобы Chemistry.com убрала из своей рекламы фразу о том, что метод Элен Фишер основан на «новейших достижениях науки привлекательности» — ведь в чем эти самые «новейшие достижения» состоят, Элен Фишер тоже пока не раскрывает.

Доктор Фишер признает, что такое заявление было преждевременным в прошлом году, потому что тогда она ещё не завершила работу над своим алгоритмом. Теперь модель готова и проверена на клиентах Chemistry.com, а поэтому подробная информация о не может быть опубликована. «Я верю в прозрачность и хочу опубликовать свои данные, чтобы получить отзывы коллег», — приводятся её слова на сайте агентства с явным намеком на скрытность eHarmony. Однако до тех пор, пока эти данные не опубликованы, и на них нет реакции научной общественности, все подобные декларации остаются всего лишь новым рекламным ходом.

Пока ясно только одно: люди весьма плохо справляются с поиском подходящих партнеров в Интернете без посторонней помощи. Исследователи, изучавшие подобные онлайновые знакомства, пришли к выводу, что клиенты, как правило, встречались менее чем с 1 процентом тех людей, анкеты которых они просмотрели, а сами свидания в подавляющем большинстве случаев заканчиваются полным провалом. Как отметил психолог Эли Финкель (Eli Finkel) из лаборатории по изучению взаимоотношений людей Северо-Западного университета (Northwestern Relationships Lab), большинство пользователей сайтов знакомств составляют совершенно нереальные списки качеств, которыми должен обладать их партнер.

«Они думают, что знают, чего хотят, — сказал доктор Финкель. — Но встреча с человеком, обладающим качествами, которые они назвали очень важными, оказывается намного менее обнадеживающей, чем они предполагали».

Брачные агентства новой могут могу пользоваться хорошими или плохими моделями, но их эксперты, по крайней мере, понимают, что пользователям, как ни странно, не следует давать то, что они просят.

Брак на научной основе

История статистического изучения социологии семейных отношений вынуждает нас пока воздерживать от оптимизма. Вывод о том, что «предсказание успеха или неудачи в браке опирается теперь на прочную научную основу», был сделан ещё в 1953 году после исследований Бургесса (Ernest W. Burgess) и Уоллина (Paul Wallin). Но на сегодняшний день от 50 до 75 процентов браков в США заканчиваются разводами, более того — их количество все время растет. По оценкам начала века вероятность развода средней американской супружеской пары составляет 0,53. В последнем докладе, опубликованном Бюро по переписи населения США, указывается на резкое увеличение числа разводов в первые годы брака. Если среди женившихся в 1945–1949 годы в первые пять лет брака разводились 5,2% пар, то среди женившихся в 1985–1989 годы этот показатель составил уже 13,0%. Таким образом, количество разводов в течение первых пяти лет брака увеличилось на 150%. Среди женившихся в 1945–1949 годы в первые десять лет брака развелись 9,5%, а среди женившихся в 1980–1984 годы — уже 27%. Количество разводов увеличилось на 180%.

Исследования, проводившиеся начиная с 1930-х годов, последовательно показывали, что такие индивидуальные личностные качества, как эмоциональная устойчивость, общительность и желание установить близкие отношения, оказывают значительное положительное влияние на качество брака. Кроме того, была выявлена связь между качеством брака и близостью личностных качеств супругов, их жизненных установок и убеждений. Однако если раньше в исследованиях, посвященных изучению причин удачи или неудачи брака, больше внимания уделяли личностным качествам, то к концу ХХ века в центре внимания оказались поведение и взаимоотношения в супружеской паре. Таким образом, в области исследования брака акцент сместился с предсказания степени удачности брака в сторону определения и описание факторов, создающих проблемы между супругами. Вероятно, именно этот сдвиг привел в 1970-е годы к новому явлению в семейной психологии: терапии брачных отношений и появлению множества самоучителей, предназначенных для пар, стремящихся улучшить качество своих отношений.

Вопрос о плодотворности совместных усилий математиков, психологов и социологов пока остается открытым. Большая часть получаемых результатов несет на себе гриф «Для служебного пользования» и охраняется законом о коммерческой тайне. Ссылаться можно только на идущие вверх кривые графиков для математического ожидания продолжительности брака, но откуда эти графики берутся, мы по-прежнему не знаем. Но, с другой стороны, они дает основания надеяться, что семейная жизнь наших детей сложится удачнее, чем наша собственная. А это уже само по себе приятно!

Источник: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/553/

0
1030
0