К 90-летию убийства Николая II могут поменять географические карты

На модерации Отложенный

Всемирный русский народный собор (ВРНС) и ряд общественных организаций объявили о новом проекте — «Екатеринбургская инициатива». Цель — достойно отметить в июле 2008 года 90-летие расстрела царской семьи. Кроме книг и фильмов про императора, предлагается стереть имена бунтовщиков с карты России. А кульминацией станет принятие национально-государственного или церковно-государственного Акта о примирении. Ответственный секретарь ВРНС Олег Ефимов заявил: «По масштабу он должен быть подобен Соборной клятве 1613 года (она подвела черту Смутного времени. — “Известия”). Там должно быть сказано — братья и сестры — Гражданская война закончилась».

Социальная шизофрения — так православные оценивают ситуацию в современной топонимике. «Наш самый древний храм в Москве, где похоронены герои Куликовской битвы, расположен в Ленинской слободе», — сокрушается председатель издательского совета Московской патриархии, протоиерей Владимир Силовьев.

Участники «Екатеринбургской инициативы» поражены тем, что Ганина яма — место, где были спрятаны останки царской семьи, — по-прежнему находится в Свердловской области, хотя именно Свердлов виноват в том страшном убийстве. А руководитель правозащитного центра ВРНС Роман Силантьев предлагает убрать имена не только большевиков, но и террористов-народовольцев и бунтовщиков — Степана Разина и Емельяна Пугачева. Православные настаивают на срочном переименовании станции метро «Войковская» в «Петербургскую». Идею поддерживает депутат Госдумы от «Единой России» Владимир Мединский. А замдиректора Института российской истории РАН Владимир Лавров уверен, что пришло время решить:

— С кем мы — с Николаем II или с детоубийцей Войковым.

И это вопрос нравственного выбора России.

Коллега Лаврова историк Петр Мультатули уверен, что убийство царя когда-нибудь станет днем всенародного покаяния:

— Подвиг царской семьи объединяет нас: для православных он царь-мученик, для инославных — «белый царь», которому служили лучшие представители всех народов. И всех остальных объединяет сострадание — стоит только представить, что чувствовал царь, на руках у которого были жена и дети…

Ответственный секретарь ВРНС Олег Ефимов добавил к этому, что канонизация царя «была великим событием, огромной радостью». Однако напомним — внутри Церкви ей предшествовала ожесточенная полемика. Против были и архиереи, и видные богословы. Они указывали на порочный мистицизм Николая II, его неуважение к иерархам, на нарушения прав Церкви. В конце концов, по их мнению, он бросил государство, забыл о долге помазанника Божьего. Да и расстреляли его по политическим соображениям, а не как мученика. В официальном заявлении «Екатеринбургской инициативы» отмечается: «Мы не беремся идеализировать последнего русского царя. Как и у любого человека и политика, у него были ошибки, неудачные решения, неверные шаги». Но пока не похоже, что на запланированных семинарах и конференциях речь пойдет о политической ответственности царя за крупнейшую катастрофу в истории России.

Акт о примирении принять, конечно, можно. Вот только достигнет ли он цели? 7 ноября уже объявляли днем национального согласия, но он так и остался праздником коммунистов. А 4 ноября — День народного единства пытались «приватизировать» радикальные русские националисты. Трудно поверить, что проблему удастся решить в несколько дней, к круглой и трагической дате.