В Кремле рассматривается проект, способный серьезно изменить \"политический силуэт\" российской столицы

На модерации Отложенный

В администрации президента рассматривается проект, способный серьезно изменить "политический силуэт" российской столицы.

Частью Парламентского центра - резиденцией Федерального собрания - может стать Воспитательный дом: величественный комплекс зданий в 600 метрах к востоку от Кремля. А прямо под боком у него - на месте снесенной гостиницы "Россия" - появился шанс построить вторую часть Парламентского центра, разместив там Госдуму и Президентский центр. И тогда на Москворецкой набережной образуется целостный, символический и очень впечатляющий архитектурный ансамбль государственной власти: президентской (Кремль), духовной (храм Христа Спасителя) и законодательной.

Заслуженный архитектор России Зоя Харитонова: "Именно в Зарядье нужно выстроить главный фасад страны"

Смысл и значение создания Правительственного квартала в столице обозревателю "Известий" прокомментировала одна из авторов идеи - заслуженный архитектор России Зоя Харитонова.

вопрос: Почему вы считаете, что властные институты нужно разместить на берегу Москвы-реки, использовав для этого в том числе территорию Зарядья?

ответ: Недавно и "Известия", и другие СМИ сообщили, что будущее этой территории, расчищенной от конструкций гостиницы "Россия", опять под вопросом, поскольку договоры, заключенные столичным правительством с ООО "СТ Девелопмент" арбитражный суд признал недействительными. Я совершенно убеждена, что сейчас самое время отказаться от проекта строительства здесь гостинично-офисного центра, разработанного Норманом Фостером, и объявить новый, общероссийский конкурс на размещение в уникальном во всех отношениях месте федерального Парламентского центра с Президентской библиотекой, который должен быть включен в главный политический силуэт страны. У нас есть единственный шанс совершить исторический выбор, и мы не должны его упустить. Москве давно пора отдать должное государственному строительству. На земле рядом с Кремлем, на набережной главной столичной реки испокон веков осуществлялись проекты только государственного значения. Все наши цари, и Рюриковичи, и Романовы, помнили, что достоинство и величие города должно быть обозреваемо с реки. Та же Екатерина Великая, которая в 1760-е годы разместила в 600 метрах к востоку от Кремля, на Москворецкой набережной, Воспитательный дом для детей-сирот и бедных, ставший символом мощной социальной государственной программы, построила здесь не убогий приют, а совершенно замечательное, величественное здание, которое сразу же вошло во все путеводители по Москве. Между прочим, императрица сама выкупила весь Васильевский луг, как звалась тогда эта земля, чтобы выстроить на ней то, что она задумала. Разве это не пример государственного подхода к будущему города?

в: А почему вы считаете, что в Зарядье нужно поселить именно парламент с Президентской библиотекой?

о: Да потому, что парламентские здания в европейских столицах занимают самые видные, торжественные, знаковые места, и только у нас в Москве - вынужденные и случайные. Набережная - лицо города, особенно столичного. Английский парламент - Вестминстер - стоит на берегу Темзы в центре Лондона, здание парламента Венгрии - на берегу Дуная, в самом сердце Будапешта, дворец французского Национального собрания - Бурбонский дворец - на берегу Сены. А у нас Госдума работает в здании бывшего Госплана на Охотном Ряду, Совет федерации - в бывшем Госстрое на Большой Дмитровке.

в: Но ведь уже решено строить единый комплекс Госдумы и Федерального собрания на Красной Пресне?

о: На самом деле место для него ищут уже 15 лет. И вариант с Красной Пресней имеет массу минусов. Во-первых, непонятно, зачем начинать такую огромную стройку на месте засыпанного и превращенного в стадион бывшего Пресненского пруда - там же под землей в трубе бежит река Пресня, которая соединяется с прудами на территории зоопарка. Во-вторых, с какой стати наш парламент должен разместиться на "задах" здания Совмина, так называемого Белого дома и под боком у американского посольства? Я уж не говорю о транспортных проблемах этой части города, которые с появлением здесь парламентского центра серьезно усугубятся. Но главное, что размещение парламентского комплекса на Красной Пресне никак не решит проблемы создания единого правительственного ансамбля, который так необходим Москве.

в: Насколько я знаю, идея размещения российского парламента в Воспитательном доме обсуждалась еще в 1994 году. Как она вообще возникла?

о: Это была чистая инициатива - моя и Михаила Посохина (нынешний руководитель "Моспроекта-2". - "Известия"). Мы тогда работали вместе. В те годы Михаил Посохин вместе с Сергеем Ткаченко (нынешний директор Института Генплана Москвы. - "Известия") занимались приспособлением здания на Охотном Ряду под Госдуму. Было понятно, что это временный и далеко не лучший вариант, причем не только из-за неудобного размещения кабинетов, лестниц и коммуникаций. Дума стала забирать себе - под стоянки, подъезды и прочее - соседние городские, в том числе жилые, территории, фактически омертвив это место. Так что в голове у нас всех тогда постоянно крутился вопрос: где бы найти для Думы достойное здание? И вот однажды мы ехали по Москворецкой набережной мимо роскошного здания Воспитательного дома и подумали - а почему бы не здесь? Комплекс громадный - общей площадью в 85 тыс. кв. метров. Вокруг здания - прекрасные сады. За ним - выходящая на Солянку большая территория. Здесь есть возможность перекрывать дворы, разместить транспорт, устроить подъезды. Но, главное, нас привлекла идея выходящего на реку квартала, символизирующего единство государственного, духовного и гражданского начал. Тем более, что все вокруг только и твердили о том, что наша страна встала на путь демократии и с него уже не свернет. Так почему не отразить это в градостроительной структуре центра российской столицы?

в: В 1994 -м между Кремлем и Воспитательным домом размещался еще один объект - гостиница "Россия". Вы не предлагали ее снести?

о: Мы уже тогда понимали, что в этом месте в силуэте Москвы должен появиться символ новой демократической России. Хотя предложить снести "Россию" все же не решились. Но сегодня гостиница разобрана, и я абсолютно убеждена, что освободившееся место не подходит для доходного квартала. Люди, приезжающие сегодня в Москву, говорят, что не узнают ее: нет улиц, по которым они ходили, нет привычных пейзажей. Так пусть хотя бы новые пейзажи создаются не только во имя золотого тельца. На месте "России" просто необходимо знаковое для страны и Москвы сооружение. Необходимо вернуть Зарядье России, включить его в новый парламентский комплекс. Именно здесь нужно выстроить главный фасад страны.

в: Идея 1994-го года в нынешнем варианте, который недавно обсуждался в администрации президента, выглядит даже более логичной и законченной: в Воспитательном доме размещается Совет Федерации, а на территории бывшей "России" - строится новое здание Госдумы.

о: Верно. Причем это должно быть сооружение нового типа, для нас пока еще неведомого - без турникетов и бесконечных милиционеров, со свободным доступом населения, с Президентской библиотекой, архивами по истории отечественного парламентаризма, открытыми для всех желающих… В Европе есть достойные образцы современных парламентских комплексов - Рейхстаг, например, или здание Европарламента. Конечно, чтобы создать такой центр, необходим общероссийский конкурс.

в: Среди отечественных архитекторов найдутся способные предложить знаковый проект, о котором вы говорите?

о: Найдутся. У нас есть сильные архитектурные школы и кроме московской - питерская, нижегородская, ростовская. Конкурс мог бы стать событием для страны. Причем сначала стоило бы провести конкурс на программу развития исторического центра и его набережных. Ведь это они - главный фасад города.

в: Не помню, чтобы подобные конкурсы в Москве проводились.

о: Вот именно, хотя сегодня они просто необходимы. В прошлом бывало иначе. К примеру, когда восстанавливалась Москва, разоренная французами, все планы по возрождению города утверждал лично император. Александр I выделил тогда огромные деньги, чтобы организовать новую структуру площадей; замостить и нивелировать, то есть спрямить, кривые московские улиц; разбить бульвары для прогулок горожан. Именно в результате этих послепожарных преобразований Москва и превратилась в настоящий общенациональный центр. Я не помню, чтобы за последние 20 лет федеральная власть так же масштабно участвовала в усовершенствовании российской столицы, решала ее судьбу, как тот же император Александр I. Все отдано на откуп городским властям и тугим кошелькам.